**«Эпоха Суламифи»: Уникальная история судьбы Суламифи Мессерер, тёти Майи Плисецкой**

**«Эпоха Суламифи»: Уникальная история судьбы Суламифи Мессерер, тёти Майи Плисецкой**

Несмотря на свои преклонные годы, Суламифь Мессерер продолжала трудиться до последнего мгновения, ведя класс в знаменитом Ковент-Гардене и заботясь о себе, ежедневно посещая бассейн. Её исключительная память охватывала целый век, выражая не только богатейший жизненный опыт, но и способность легко вписываться в современность, в которую она отнюдь не чувствовала себя чужой.

Во время её рождения в Москве существовала лишь одна с ней на одно имя — дальняя родственница. Имя, имеющее библейские корни, было дано девочке по настоянию её отца, дантиста с хорошей репутацией и большой квартирой недалеко от Лубянки. Дебют в балете и карьера на сцене Большого театра открылись ей благодаря старшему брату Асафу, который в раннем возрасте, побывав в Большом театре, был настолько очарован балетом, что смог передать это увлечение и сестре, мечтавшей о точных науках. Её первыми наставниками стали выдающиеся мастера, прежде всего, Василий Тихомиров, премьер Большого театра до революции и близкий друг выдающейся Екатерины Гельцер. Под его крылом Суламифь осваивала свои первые роли, в числе которых были Тао Хоа из «Красного мака», Китри в «Дон-Кихоте» и Суок из «Трёх толстяков» — очаровательного, хотя и позабытого балета в хореографии Игоря Моисеева.

Интересный факт, в начале 1930-х годов, с разрешения влиятельного Авеля Енукидзе, Суламифь Мессерер отправилась в большую гастрольную поездку вместе с братом и даже задумывалась о том, чтобы остаться в Париже. Там она встретилась с известными балеринами — Ольгой Преображенской, Любовью Егоровой и Матильдой Кшесинской, которые предложили ей преподавательскую работу в элитных балетных школах. Однако, понимая риск такого шага в те непростые времена, она вернулась на родину, ожидая более благоприятных условий. Мессерер оказалась в числе пионеров советского балета, снискав правительственные награды и став одной из первых обладательниц личного автомобиля в стране — она также была увлеченной автогонщицей и пловчихой. Однако жизнь была далеко не сказочной.

На фоне массовых арестов, затронувших и её семью, на руках Суламифи оказалась племянница Майя, дочь её арестованной сестры. Суламифь взяла на себя заботу о будущей балетной звезде и стала одним из её первых педагогов.

Наиболее привлекательным для себя занятием Суламифь Мессерер посчитала работу балетмейстера и репетитора, оставив сценическую карьеру. Созданный ею метод преподавания завоевал уважение даже за пределами страны: именитая Нинетт ди Валуа, основательница Лондонского королевского балета, была так впечатлена результатами работы Мессерер, что записала их на плёнку. После её нахождения в Москве, ди Валуа и Мессерер стали близкими подругами, что повлияло на творческое развитие Суламифи на новых берегах — в Англии.

Переехав в Лондон в 1980 году, Суламифь Мессерер провела там почти четверть века, путешествуя по всему миру и возвращаясь в Россию, где в 2001 году она получила награду «Душа танца». Она удивила всех своей энергией, и, будучи в возрасте 90 лет, элегантно исполнила несколько па из канкана, продемонстрировав великолепное состояние как души, так и тела.

В прошлом году она отказалась от поездки в Японию, чтобы отпраздновать своё 95-летие, признав, что «самолёты стали для неё тяжеловаты». Тем не менее, юбилей был отмечен концертами не только в Японии, но и в Израиле, где в её честь были посажены деревья. Лондон также вспомнил о её заслугах: несколько лет назад королева Елизавета II удостоила Суламифь Мессерер титула Дамы Британской империи.

Отвечая на эти почести, Суламифь выразила свою привязанность к Англии в неопубликованных мемуарах. Однако вождение автомобиля, переведённое на правостороннее движение, оказалось для неё затруднительным, и она предпочла оставить это занятие. При этом, несмотря на прелесть английской кухни, она продолжала готовить для себя и своих гостей японские блюда — суши и сасими, утверждая, что это проще, чем выучить японский язык.

Её знания языков поражали: Суламифь говорила на пяти языках, сохранив при этом за собой родной — русский, который звучал всегда в её квартире в центре Лондона, где работало российское телевидение. С сожалением она отмечала, что найти русские газеты в Лондоне труднее всего.

Несмотря на отсутствие планов вернуться в Россию, Суламифь часто приглашала всех желающих посетить её на новой родине. В прошлом году, когда Алексей Ратманский поставил в Большом театре «Светлый ручей», где Суламифь танцевала 65 лет назад вместе с братом Асафом, в Москве были развешаны афиши с изображением этой знаменитой пары. Это стало доброй традицией и позволило родным вспомнить о ней незадолго до её неизбежного ухода из жизни, который состоялся 3 июня 2004 года в Лондоне.

Приглашаем вас в наш паблик, где ежедневно делимся интересными фактами и историями из российской истории.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *