Что советские солдаты сделали с полковником, который отказался грузить раненых в свою машину.
Советский танкист-ас Ион Лазаревич Деген видел на войне много несправедливости. Он терял друзей, много раз оказывался на волосок от смерти, голодал и терпел лишения. На войну он пошел добровольцем, записавшись в истребительный батальон состоявший из учеников девятых и десятых классов. Затем был пулеметчиком в составе 130-й стрелковой дивизии, затем исполняющим обязанности командира взвода.
Был тяжело ранен, но вернулся на фронт. Однажды чуть не оказался расстрелян своими. А случилось это так: в сентябре 1942 года после боев на перевале против дивизии “Эдельвейс” из сводного отряда Дегена в живых осталось только девятнадцать человек.
Бойцы выполнили поставленную задачу, удержали перевал и даже взяли в плен роту немцев из “Эдельвейсов”. После этого красноармейцев на посту сменила стрелковая рота старшего лейтенанта Цховребова. Потрепанный отряд отправили на переформирование в Беслан. Ион Лазаревич с боевым товарищем по фамилии Лагутин решили приобрести недалеко от паточного комбината пару ведер патоки у какой-то женщины. Для себя и для товарищей.
Им не очень повезло. В этот момент как из-под земли вырос офицер-кавказец. “Тыловая крыса”, как назвал его Деген. Он закричал на бойцов, что они спекулянты. И даже выхватил пистолет. За что тут же получил кулаком по лицу. Только вот это было большой ошибкой:
Я подобрал отлетевший в сторону ТТ. Под распахнувшимся плащом мы увидели у кавказца над левым карманом френча орден Ленина и значок депутата Верховного Совета. Мы испуганно посмотрели друг на друга и стали помогать подняться с земли приходящему в себя депутату. Вернули ему пистолет без обоймы. (Источник: Я дрался на Т-34. (Артем Драбкин) Воспоминания Деген Ион Лазаревич)
Правда у тылового офицера была запасная обойма. К тому же на помощь депутату тут же прибежал автоматчик. В итоге Деген и Лагутин были арестованы и оказались в подвалах Особого отдела 60-й стрелковой бригады. У них отобрали все награды, оружие и ремни. А после недолгого разбирательства и вовсе поместили в подвал к смертникам. Помимо них там находился еще 21 человек. В первых же день из двадцати одного расстреляли почти половину – десять человек.
Дегену и Лагутину повезло. Особист уже из их дивизии оказался честным человеком и смог договориться с командованием об отмене расстрела для своих бойцов. Пообещав при этом их строго наказать. Правда за те сутки, что Деген и Лагутин просидели в подвале у особистов 60-й бригады, они смогли узнать и о причинах расстрельного приговора у других красноармейцев:
Помню младшего лейтенанта Исмаила Садыкова из Кировабада. В августовских боях он, контуженный, попал к немцам в плен. Сбежал к своим при первой возможности. По возращении из плена был обвинен в измене Родине и приговорен трибуналом к расстрелу. (Там же)
Садыков просил лишь об одном, чтобы Ион Лазаревич нашел его отца и сказал, что его сын никакой не предатель. Чтобы рассказал всю правду о его приговоре. И Ион Лазаревич исполнил эту просьбу:
…рассказал ему о трагической судьбе сына. Старый Садыков мужественно выслушал меня. На прощание он сказал мне: “Спасибо тебе, сынок. Может быть, когда ты сам станешь отцом, ты поймешь, какое великое дело ты сейчас сделал (Источник: Я дрался на Т-34. (Артем Драбкин) Воспоминания Деген Ион Лазаревич)
После таких событий можно было и вовсе разочароваться в людях. Однако Ион Лазаревич приводит еще один пример. Кто в нем прав, а кто нет, судить тяжело. Пусть каждый решит сам.
Четыре разведчика вынесли на дорогу нескольких раненых товарищей. И тут, как раз, по этой же дороге ехал грузовик ЗиС-5. Остановить его удалось лишь размахивая оружием. Но в грузовике рядом с водителем сидел тыловой полковник, который потребовал, чтобы разведчики “пошли вон”:
На просьбу захватить раненых, полковник разразился матом и “праведным начальственным гневом”: мол, как вообще его посмели остановить – сплошное “пошли вон!” и “вашу мать!”. За кобуру на заднице начал хвататься. (Там же)
Разведчики угроз не поняли и пристрелили полковника. А после пообещали водителю, что сделают с ним то же самое, если он проболтается. После этого выбросили из кузова все вещи полковника, погрузили товарищей и велели везти их в медсанбат. Трудно сказать, что стало с этими бойцами потом. Ион Лазаревич в своих воспоминаниях написал, что знал их всех поименно. Однако так и не назвал конкретных фамилий.
Можно было бы сомневаться в правдивости этой истории. Однако рассказал ее ветеран, который за войну был награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени и двумя орденами Отечественной войны II степени, медалями “За Отвагу”, “За взятие Кенигсберга”, “За оборону Киева”, “За оборону Кавказа”, “За Победу над Германией” и даже рядом иностранных наград.
Ион Лазаревич за годы войны получил четыре ранения от которых ему досталось двадцать осколков и пуль. В результате последнего тяжёлого ранения 21 января 1945 года он получил инвалидность. После войны закончил Черновицкий медицинский институт и работал какое-то время в киевском ортопедическом институте. В 1977 году переехал в Израиль, где продолжил работать ортопедом.
Помимо врачебной практики Ион Лазаревич писал стихи. Одно из них было написано еще в годы Великой Отечественной войны и получило широкую известность:
Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит.
Это стихотворение было воспринято, как пример со случаем мародерства на фронте. Константин Симонов и вовсе назвал его клеветой на Красную армию. Только вот многим позже выяснится, что Ион Лазаревич и не думал закладывать в стих такого смысла. Стихотворение было написано в декабре 1944 года. К его написанию подтолкнул случай, когда смертельно раненый товарищ Дегена Георгий Куликов, которого Ион Лазаревич перевязывал лоскутами своей рубахи, сказал ему, чтобы он поберег рубаху для живых. После этого раненый Куликов скончался.
“…Он лежал в грязи рядом с железнодорожной насыпью…Бинта хватило, чтобы полтора раза опоясать могучую грудь Егора. Я быстро снял нательную рубашку, разорвал ее и пытался перебинтовать его. Егор большой ладонью погладил мои мокрые волосы и едва различимо прошептал: «Зря это ты. Рубашку стоит отдать живому». Больше он ничего не сказал”. (Источник: Юрий Солодкин. Слово об Ионе Дегене)
Способствовала написанию этого стихотворения и другая история. Танкист из взвода Дегена по имени Толя Сердечнев носил сапоги 46-го размера. И вот однажды Толя в последний момент чудом выскочил из горящего танка. Только вот в одном сапоге. Капитан Барановский, замкомбата по хозчасти, сказал, что такого размера у него просто нет. Только вот сам Барановский носил тот же размер.
Прошло несколько дней, а Сердечнев воевал с немцами замотав ногу брезентом. Погода на фронте оставляла желать лучшего. И тогда Деген заявил, что если капитан не найдет для Толи сапоги, то он сам снимет их с капитана. В итоге даже угроза трибунала его не остановила. Напоив офицера он воспользовался ситуацией и стащил сапоги. Кстати, за это ему ничего не было:
“А капитан оказался порядочным человеком. Никому о нашей мальчишеской выходке не доложил. Себе же он получил новенькие сапоги на следующий день”. (Источник: Юрий Солодкин. Слово об Ионе Дегене)
В воспоминаниях Иона Лазаревича можно встретить еще множество интересных моментов и историй. Знали о его подвигах и за рубежом. Снятый российскими режиссерами фильм о танкисте Дегене даже показывали в мемориальном центре бронетанковых войск израильской армии в Латруне.
Сам Герой ушел из жизни в апреле 2017 года. Ему был 91 год. Похоронен в Израиле. Помимо боевых наград Ион Лазаревич имел и другие, вполне мирные. Например, Лауреат премии «Скрипач на крыше 5774» в номинации «Человек-легенда».
Учитывая все вышенаписанное можно заключить, что Ион Лазаревич был честным человеком, который писал нелицеприятную правду о войне (в классическом значении слова “нелицеприятный”, т.е. писал беспристрастно). Просто война сама по себе не может быть красивой и честной.
В нашем паблике мы каждый день публикуем фото и истории времен СССР. Подписывайтесь, чтобы не потерять Советская История
Добавить комментарий