Что сделало царевну Наталью Алексеевну Романову запоминающейся в истории?

Что сделало царевну Наталью Алексеевну Романову запоминающейся в истории? Образ Петра I, который, по словам А. С. Пушкина, «Россию поднял на дыбы», знаком всем, как и имена его главных соратников. Однако Наталья Алексеевна Романова, являвшаяся родной сестрой этого великого государственного деятеля, часто остается в тени. Тем не менее, ее самоотверженность и жертвы ради служения брату заслуживают восхищения и памяти потомков. Наталья была на год младше Петра. Их отец, царь Алексей Михайлович, ушел из жизни, когда она была всего три года, а брату исполнилось четыре. После этого дети остались под опекой матери, Натальи Кирилловны Нарышкиной, доброй, но несколько неспособной управлять делами. Это обстоятельство привело к тому, что девочка смогла получить лишь ограниченное образование, хотя была одаренной и любознательной. В дальнейшем она активно изучала литературу и историю самостоятельно, став одной из самых образованных женщин своего времени. Важной чертой Натальи Алексеевны был ее верный и прочный братский союз с Петром I, основанный на глубокой любви и поддержке. Она не только разделяла его мнение, но и активно поддерживала его начинания, особенно в сфере гуманитарных реформ. Уже в 1690 году в ее покоях проводились театральные представления, а в 1706 году она организовала театральные выступления в Преображенском, с участием приближенных и слуг. В ее инсценировках были как жития святых, так и адаптации переводных романов. Это продолжало традицию, заложенную ее отцом, который ранее поручил написать пьесу «Артаксерксово действо», основанную на библейских сюжетах. Эта пьеса произвела столь большое впечатление на царя, что он наблюдал за ее исполнением на протяжении десяти часов. Свидетельство об этом, безусловно, вызывает удивление. В самом начале актерами были дети из Немецкой слободы, обучавшиеся в церковной школе. После переезда в Санкт-Петербург Наталья Алексеевна продолжила свою театральную деятельность, основав новый любительский театр, состоявший из свободных представлений для благородной публики. Для этого театра создавались пьесы, включая и ее собственные, она также выступала как режиссер. Некоторые из ее работ включают «Комедия о святой Екатерине», «Хрисанф и Дария», «Цезарь Оттон» и «Святая Евдокия». С ею усилиями в 1714 году в Петербурге открылось первое театральное здание с партером и ложами. Она также занималась созданием домовых церквей, и первый из таких храмов был основан при ее дворце на Крестовом острове в 1711 году, впоследствии получившем название «остров святой Натальи» на картах 1717 года. Она также открыла первую в Санкт-Петербурге богадельню для пожилых женщин и продолжала финансировать строительство церквей, включая Вознесенскую церковь и Смоленско-Корнилиевскую церковь в Переяславле-Залесском. Наталья проявляла особую заботу о старце Зосиме и поддерживала его Свято-Смоленскую пустыню. Ее искренняя набожность контрастировала с более деспотичным нравом царя, чьи действия иногда противоречили церковным интересам. Как она переносила эти конфликты? Почему не пыталась предостеречь брата? С точки зрения исторической психологии, ее молчание удивительно, но конкретных свидетельств нет. Тем не менее, Петр I доверил Наталье воспитание Марты Скавронской, будущей Екатерины I. Она обучала будущую императрицу русскому языку и национальным особенностям. В доме Натальи Скавронская приняла православие. Ранее ей было поручено воспитание царевича Алексея, после того как его первую жену постригли в монахини по велению мужа. Однако родственники Евдокии Лопухиной обвинили Наталью в создании напряженности между царем и его супругой, что могло привести к отдалению наследника от его воспитательницы. По одной из версий, в последние годы своей жизни Алексей стал менее близким к Наталье. По другой версии, как писал голландец Деби, «великая княжна Наталия, умирая, сказала царевичу Алексею: пока я была жива, я защищала тебя от дурных намерений брата. Теперь, когда я умираю, ты должен сам заботиться о себе, и, если возможно, при первой же возможности обратись к императору за защитой». Наталья Алексеевна ушла из жизни в 1716 году, ей было 43 года. В момент ее смерти Петр находился в Данциге со своей супругой. Ее похоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, но позже ее останки были перенесены в Благовещенскую церковь. Более двухсот томов из личной библиотеки Натальи были переданы в царское книгохранилище, а театральные материалы отправлены в типографию в Санкт-Петербурге. Их хранение в условиях частых затоплений в амбаре, где находились запасы конопляного масла, отрицательно сказалось на сохранности библиотечных материалов, в основном рукописных. К. Валишевский в своем произведении «Царство женщин» так писал о Наталье Алексеевне: «С сестрой Петра Великого, Натальей Алексеевной, появляется новый тип артистки, писательницы, провозвестницы женщины-доктора будущего». Однако, к сожалению, историческая память иногда искажает факты. Например, многие театральные достижения Натальи Алексеевны долгое время ошибочно приписывались царевне Софье, но правда, как говорится, всегда находит выход под свет. Приглашаем вас присоединиться к нашему новому паблику, где мы делимся увлекательными историями и архивными документами о жизни Романовых и их современников – Записки Романовых.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *