Что сделала советская женщина-майор с пленным немецким солдатом.
Иногда на войне происходили довольно интересные случаи. Даже ярые враги в иных ситуациях могли отнестись друг к другу по-человечески. О событиях минувшей Второй мировой сохранилась масса воспоминаний. Причем с обеих сторон. Немецкий солдат Клаус-Александр Диршка попал в довольно странную ситуацию. Он ненадолго попал в советский плен, где его допрашивала советская женщина-майор.
Клаус родился 2 июля 1924 года в Клаусберге в Верхней Силезии. Когда началась война он еще учился в школе. Но в семнадцать лет записался добровольцем на фронт. Как он считал, “чтобы защищать родину”. Правда мысли навеянные пропагандой быстро выветрились в действующей армии. Клаус быстро пожалел о своем решении.
Клаус закончил офицерскую школу в Кобленце. Его направили в егерскую дивизию. В октябре 1942 года он прибыл на фронт. К весне 1942 года его дивизия занимала оборону в узком коридоре созданном для снабжения 16-ой армии вермахта под командованием генерал-фельдмаршала фон Буша оказавшейся в окружении в Демянском котле. Оборона представляла из себя сеть деревянных укреплений из бревен, которые постепенно погружались в болото.
Этот коридор более известный, как Рамушевский представлял собой участок длиной в 40 километров и шириной в 10. Красная армия стремились закрыть этот прорыв и уничтожить коридор, а немцы, наоборот, хотели его расширить. На этих болотах Клаус и проводил большую часть времени. Воевать ему приходилось с немецким десятизарядным карабином. Только вот для болотистой местности это оружие плохо подходило. Малейшее попадание грязи и он переставал стрелять.
Клаус направился к командиру и попросил другое оружие. Командир посоветовал ему забрать его у павших русских, которые лежали у опорного пункта. Так Клаус стал одним из тех немцев, которые воевали с советским автоматом ППШ (или ППД, в своих воспоминаниях немец говорит о ПП с диском).
Как стемнело, я пошел туда, куда он сказал, и действительно нашел в воде русский пистолет-пулемет, с диском. Я его отмыл стиральным порошком, смазал, и он сразу заработал. С немецким оружием так не получалось, оно было слишком точно сделано, если внутрь попал песок, то все – не стреляло. А с русским – пожалуйста. Так я завел себе русский пистолет-пулемет, который всегда был мне верен. Когда надо было стрелять, он всегда стрелял (Окопная правда вермахта. Война глазами противника. Воспоминания Клаус-Александр Диршка)
На фронте у Клауса были две довольно странные ситуации связанные с пленом. В первом случае в плен взяли его. Красноармейцы прорвались и окружили группу немцев в которой находился Клаус. Всех солдат его отряда куда-то увели, а его самого допрашивала женщина майор, которая прекрасно владела немецким:
Она подошла ко мне, спросила имя, звание, часть – обычные вопросы. Думал, меня убьют. Других наших куда-то увезли, а я должен был остаться с ней. Я предполагаю, что я ей кого-то напоминал. Мне дали поесть, она у меня спросила, как там у нас с едой. (Там же)
Немца привязали к телеге. В плену он провел пару дней. На третий день, как он вспоминает, случилась “какая-то суматоха”. И, к его счастью, в этот момент он как раз не был привязан и решил бежать. Правда это заметила та самая женщина-майор:
Так получилось, что я пробежал мимо этого майора. Она на меня посмотрела, увидела, что я убегаю, и отвернулась. Было понятно, что она хотела, чтобы я убежал. (Окопная правда вермахта. Война глазами противника. Воспоминания Клаус-Александр Диршка)
Второй случай произошел, когда Клаус находился на своих позициях. Ночью, когда он уже улегся спать и повесил автомат рядом, то проснулся от того, что кто-то дергал его за ногу. Когда Клаус открыл глаза то перед ним стояло около тридцати советских солдат. Что-то делать было уже поздно. Однако оказалось, что красноармейцы вовсе не собираются его убивать.
…в плен попадать не хотел. А тут их 30 человек! Один из них неожиданно сказал по-немецки, что они хотят сдаться, прошли уже 200 метров по немецким позициям и не встретили ни одного немца. Повезло! Я и еще один товарищ повели их в тыл. Я шел спереди, и тут наши, немцы, открыли по нам огонь! Стреляли, как сумасшедшие, идиоты, от страха, что русские прорвались! Я закричал, что это я. Только тогда они прекратили стрелять. К счастью, никого не ранило. (Там же)
Зимой 1943 года дивизия Клауса последней выходила из котла. Переправившись через реку Ловать немцы стали подниматься по дороге, которая хорошо простреливалась артиллерией. Наверху стоял одинокий дом, где Клаус с товарищами ненадолго укрылись. Однако один из снарядов угодил прямо в это строение и засыпал солдат бревнами. На какое-то время Клаус оказался в госпитале.
После ранения Клауса не послали на фронт. Почти до самого конца войны он преподавал в офицерской школе. Лишь в январе 1945 года, когда советские войска подошли совсем близко его направили в Нижнюю Селезию останавливать русские танки. В апреле 1945 года он попал в плен к американцам в центральной Германии в районе Тогнгау. Когда его перевозили, то поезд попал под бомбежку. Клаус сбежал, некоторое время после окончания войны прятался у крестьян, но в конечном итоге попал к русским.
Красноармейцы приняли его за гражданского и вскоре отпустили. Только один русский солдат понял по следам от ранения на теле Клауса, что тот был солдатом. Как говорит Клаус, русский мог его застрелить, но не стал этого делать. “После всего, что я пережил, я решил выступать против войны. Нужно все сделать, чтобы войн больше не было. Солдаты войну не делают, войну делают политики”. Так он закончил свои воспоминания.
Клаусу повезло, он выжил. Германия же проиграла войну, которую сама начала. Нацистский режим пал благодаря самоотверженному подвигу советского солдата. Военные преступники предстали пред Нюрнбергским трибуналом и получили по заслугам. Как вспоминал Василий Лановой:
В Европе журналисты мне в лицо говорили: “Что вы со своей Победой носитесь? Вот мы уже забыли”. Я у них спросил: “Сколько дней ваши страны сопротивлялись Гитлеру?” Молчат. Тогда я продолжил: “Польша была завоевана за 28 дней, и за те же 28 дней в Сталинграде немцы смогли захватить всего несколько домов. Дания продержалась ровно день. А вся Европа покорилась за три месяца. И освобождать её пришлось нашим солдатам. И какой ценой! Миллион жизней советских солдат, отданных за освобождение европейцев от фашизма.
Каждый день в нашем паблике мы рассказываем о подвигах и героях Советского Союза. Подписывайтесь, чтобы не потерять Герои СССР
Добавить комментарий