Цыганский табор, футуристическая ёлка и ликёр с вишнёвым сиропом. Как известные поэты отмечали Новый год. Часть 2….

Цыганский табор, футуристическая ёлка и ликёр с вишнёвым сиропом. Как известные поэты отмечали Новый год. Часть 2.

Многие новогодние обычаи пришли к нам из Германии, что неудивительно, учитывая, сколько немецких принцесс влияло на русскую корону на протяжении веков. Императорская семья определяла вкус не только своей аристократии, но и всего дворянского слоя. Именно поэтому Новый год в доме будущей поэтессы Марины Цветаевой отмечали по немецкому обычаю, о чем также свидетельствует её мать, Мейна по происхождению. Однако сама Марина не сохранила воспоминаний об этих праздниках, в отличие от её младшей сестры Анастасии.

Сестра Цветаевой вспоминает: «Из спальни в коридоре и тёмных проходах до нас доносились звуки шуршания, коробки что-то несли, а мелодии заполняли все вокруг. Андрюша, увидев происходящее, с восторгом мчался к нам, уворачиваясь от гувернантки, и с замиранием голосом произнес: «Принесли!..»»

Подготовка к празднику, установка ёлки и выбор подарков была настоящим интригующим спектаклем для детей. Каждый момент необходимо было сохранить в секрете, чтобы Рождество стало настоящей сказкой. А когда часы приближались к полуночи и всё было готово, в доме раздавался звонок, приглашающий детей в зал.

Анастасия описывает это событие: «К нам спешили фрейлины, поправляя кружевные воротнички, обшаривая свои волосы, и, с весёлым топотом, распахивались двери, открывающие взору зал, полон сияния!».

В доме Цветаевых ёлку украшали настоящими свечами, первую зажигал отец, а остальные поочередно поджигали дедушка. Пока горели свечи, дети могли восхищаться зелёной красавицей и лакомиться мандаринами и сладостями, разглядывая подарки под ёлкой.

Ёлочные игрушки в семье Цветаевых были настоящими произведениями искусства. В отличие от других дворян, которые каждый год изготавливались новые игрушки и быстро выбрасывались, здесь все аккуратно заворачивалось и хранилось, включая стеклянные шары и фарфоровые фигурки.

Во время рождественских праздников мать Марина, пианистка, вместе с детьми пела немецкие и французские песни, показывала им вертеп и рассказывала библейские истории. В ту пору новогодним персонажем не был Дед Мороз, а Рождественская дама, отсылающая к Богородице, которая в ночное рождественское время дарила детям подарки. Эта тема позже отразится в стихах Цветаевой.

В 1920 году, в письме к другу, Марина написала: «У нас ёлка – длинная выдра, последняя из Смоленского, купленная накануне Сочельника. Мы укоротили её, но… Аля (дочь Цветаевой) была больна, наблюдая за ёлкой с постели и сравнивая её с танцовщицей».

Этот год стал особенно сложным для Цветаевой: её дочь Ирина скончалась от голода в приюте, её супруг сражался в Белой армии и долгое время был в неизвестности, а семья потеряла свой дом, оставаясь лишь в небольшой комнате. В Москве царили голод и холод, и праздники отошли на второй план.

В ту же новогоднюю ночь 1911 года открылся известный арт-духовный центр «Бродячая собака», который стал настоящим праздником для русской богемы. Там, в тёплом кругу, собрались Ахматова, Маяковский и другие известные поэты, каждый погружённый в творчество.

Создание этого культурного места было достаточно прозаичным. Борис Пронин и Алексей Толстой искали подходящее место для празднования Нового года, намереваясь представить пьесу Толстого, в которой аббат рожал ёжика на сцене. Однако рестораны и театры не желали сдаваться на растерзание молодым художникам.

К их радости, они нашли подвал на Михайловской улице, арендовали его и назвали «Обществом интимной эстетики», хотя для большинства его назвали просто «Бродячей собакой». В новогоднюю ночь они пригласили своих друзей: писателей, актёров и музыкантов.

После нескольких поднятых тостов, когда атмосфера была весёлой и весенней, Толстой появился и хотел внести разнообразие в празднование, но это лишь добавило радости в зал. Тут же тянулись нити дружбы, и неожиданная заря творчества разгоралось.

С той первой новогодней ночи до закрытия «Бродячей собаки» в 1915 году висела белая перчатка, оставленная актрисой Высоцкой, и чёрная маска на одной из свечей. В этом месте расцвели романы, дружбы и творчество: там зародился роман между Гумилёвым и Высоцкой.

В ту же новогоднюю ночь 1913 года в небольшом ресторане «Собаки» прошла единственная показы «Рождественской мистерии» Михаила Кузьмина, о которой до сих пор напоминают статьи по истории театра. Под этот праздник именно здесь дирижировала дружба и сплочение.

Когда дети из сиротского дома распевали рождественские песни, на крошечной сцене разыгрывался вертеп, где царили веселье и радость. С года в год знаковые события искусства собирались вместе.

В судьбах поэтов сбывались удивительные встречи, когда в Новый год они вновь собирались в горах, в Симферополе, создавались новые стихи, и далее их музой стали «Ананасы в шампанском» Северянина, которые любимы многими, хоть и рядом несколько шуток, на первый взгляд, позабавили многих.

На следующее новое наступление, Маяковский вновь собирался с друзьями в развесёлой атмосфере, где каждый бережливо хранил свои воспоминания и главные произведения искусства.

И вот в 1966 году, когда Вениамина Смехова, Вознесенского и Ахмадулину тысяча раз объединили, все они столкнулись вместе по невыполнимой традиции, вновь захваченной их светлыми воспоминаниями и радостью от встреч.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *