Художник Лев Збарский был знаменит не только своим творчеством, но и яркой жизнью в богемной среде «золотой» советской молодежи. У него было все – роскошная квартира в столице, мастерская в центре Москвы, дача в Серебряном бору, его признала советская власть и любила столичная богема. Первый денди Москвы всегда был окружен именитыми друзьями и прекрасными женщинами. Но свою легкую жизнь в СССР он при первой же возможности обменял на свободу, эмигрировав сначала в Израиль, а затем в Америку…
Феликс-Лев Збарский родился в ноябре 1931 года в Москве в семье биохимика Бориса Збарского – ученого, ответственного за бальзамирование и дальнейшее хранение тела Ленина. Двойное имя отец дал мальчику в честь людей, которых он больше всех уважал: химика Льва Карпова и Феликса Дзержинского. Лев же еще в детстве увлекся рисованием – случилось это в Тюмени, где он оказался с отцом, опекавшим эвакуированное в 1941-м из Москвы тело Ленина. Поездка, кстати, отложилась в памяти мальчика на всю жизнь – мумифицированный Ленин ехал с ними в одном купе: родители заняли верхние полки, Лева с Лениным разделили нижние.
Именно там, в Тюмени, мальчику нашли педагога, который и учил Леву азам рисования. Вернувшись в столицу, Лев продолжил обучение в школе, после окончания которой, получил серебряную медаль. Молодой человек уже тогда твердо определился с будущей профессией, стал студентом Полиграфического института. Из стен вуза будущий известный художник вышел с дипломом художника-иллюстратора и мультипликатора.
Лев обладал тонким вкусом и талантом художника, был очень коммуникабельным и открытым. А если ко всему этому добавить авторитет отцовской фамилии, то пропуск в высшее общество и любовь богемы ему обеспечивались автоматически. Збарский очень нравился представительницам прекрасного пола, он всегда отлично выглядел, его сравнивали с Бельмондо и Сальвадором Дали. Портрет дополняли дорогие заграничные «шмотки», достать которые в те времена оказалось под силу не каждому.
Настоящая популярность и известность, пришла к Льву после того, как он проиллюстрировал книгу писателя Юрия Олеши. На ее обложке изображена легкая, как будто прозрачная птица.
Создавалось впечатление, что художник нарисовал ее, не отрывая карандаш от бумаги, одним росчерком. В то время Збарскому едва исполнилось 25 лет, но критики подметили, что такой рисунок можно считать кульминацией творчества. Примерно таких же хвалебных отзывов удостоились и другие рисунки Збарского. Он иллюстрировал произведения Артура Миллера, биографию Ива Монтана, серию произведений о культуре и искусстве русских городов. Искусствоведы очень хвалили рисунки Льва Борисовича для детских книг. Збарский разработал собственную, «белую» серию, и именно в таком стиле оформлял карикатурами и графикой все последующие книги. Эта серия принесла художнику всевозможные грамоты и премии на Всесоюзных конкурсах.
Это он иллюстрировал сборник стихотворений Евгения Евтушенко «Яблоко», собрания сочинений Корнея Чуковского. Всего за 15 лет работы в СССР Лев Збарский оформил около 70 изданий – как правило, с самыми крупными тиражами.
Востребованность, заработок и известность сказывались на образе жизни Збарского. Он был в центре всех светских раутов – да и сам устраивал у себя в мастерской одни из лучших вечеринок в советской Москве. На одной из них он познакомился с известной манекенщицей, чье имя не сходило с советских и западных афиш – «самым красивым оружием Кремля», «Красной Королевой», «советской Софи Лорен» Региной Колесниковой.
Существует ошибочное мнение, что первой женой художника стала Регина. На самом же деле первой супругой Льва Збарского была Лаура Саакян, с которой он расписался еще в годы студенчества. Она – студентка консерватории, училась играть на фортепиано, и уже работала в театре «Современник» заведующей музыкальной частью. В этом браке родился первый ребенок художника – сын Борис.
А вот Регину Колесникову Лев встретил в 1960-е. Влюблённые недолго думая – поженились, но брак Регины и Льва оказался неидеальным. Накатившая на обоих волна влюбленности вскоре сменилась непониманием – у пары были слишком разные представления о семейной жизни. Регина была готова посвятить жизнь любимому и поддержанию семейного очага, он же хотел видеть в ней лишь музу, порхающую в веселом танце его жизни, а не у кухонной плиты.
Регина мечтала о детях, Лев же, узнав о ее беременности, был – мягко сказать –огорчен. Регине пришлось сделать аборt. Знавшие Збарского утверждали, что он вообще никогда не хотел иметь детей.
Смиренный шаг Регины не спас семью, и впоследствии, после неудачного аборtа, она больше не смогла стать матерью.
Регина пыталась заглушить свою боль антидепрессантами, но даже они не могли унять ее. В 1970-м – после попытки самоубийства – с признаками сильнейшей депрессии Регина попала в психиатрическую больницу…
Через 8 лет брака у Льва появилась новая пассия – актриса Марианна Вертинская. Роман длился на протяжении года, однако браком не закончился. Збарский разлюбил красавицу Марианну, и просто бросил ее ради другой – Людмилы Максаковой, которая, кстати, родила ему сына.
Те, кто знал Збарского лично очень критично отозвался о сериале «Красная королева», особенно их возмутило то, в каком свете «подали» Збарского. Они утверждали, что это не просто вымысел, а совершеннейшая ложь. Игорь Кваша, многолетний друг Збарского, открыл некоторые особенности характера Льва, а именно то, что касается его отношений с женщинами. Кваша утверждал, что Збарский, хоть и носил звание плейбоя, никогда не изменял женщине, с которой жил. Если понимал, что любит, вел избранницу в ЗАГС, а когда от любви не оставалось и следа, уходил. Авторы ленты пытались оправдаться, они утверждали, что снимали не документальную картину, а художественное кино, где вымысел если и не приветствуется, то и не порицается.
..В ноябре 1987 года Регине Збарской удалось покончить с собой, манекенщица отравилась таблетками, это была ее третья попытка. Горечь от неудач в личной жизни, а также многочисленные слухи о ее работе на КГБ и ее интимных связях с высокопоставленными членами ЦК преследовали ее. К этому времени Збарский уже 15 лет проживал за границей. Не изменяя своим принципам относительно семьи и детей, он эмигрировал один. Сначала в Израиль, а в 1972-м –в США. В Америке он обосновался в Нью-Йорке – купил роскошный дом, обустроил новую мастерскую. Но творчество его уже было не так востребовано, как в СССР.
Последние годы жизни он посвятил преподаванию техники рисунка и дизайна в Fashion Institute of Technology в Нью-Йорке.
Лев Збарский скончался от рака лёгких в одиночестве в феврале 2016 года.
В одном из интервью журналу «Собеседник» Людмила Максакова призналась, что встречалась с бывшим супругом в Нью-Йорке, но нормального диалога не получилось. И это несмотря на то, что они так любили друг друга много лет назад…
Приглашаем в наш паблик, где мы каждый день публикуем фото и истории времен СССР. Подписывайтесь, чтобы не потерять Советская История
Добавить комментарий