У каждого исторического периода есть свои выдающиеся личности, и одной из самых противоречивых фигур является боярыня Феодосия М…

У каждого исторического периода есть свои выдающиеся личности, и одной из самых противоречивых фигур является боярыня Феодосия Морозова. Для одних она предстает мученицей, для других — фанатичкой. А кто-то просто останавливается у картины Сурикова, не вдаваясь в дебаты, и не может отвести взгляда от её образа.

Жизнь Феодосии Морозовой началась вовсе не в обстановке страданий. Она была женщиной из знатного и состоятельного рода, окружённой двором и роскошью. Её жизнь была полна комфорта: несколько усадеб, тысячи крестьян и слуг, пышные выезды с огромным количеством свиты. Это был мир, где, казалось, не было места ни борьбе, ни самопожертвованию.

Однако все изменилось с введением церковной реформы. Те, кто отверг новшества, оказались на стороне раскольников, в их числе и Морозова. Она сделала решительный выбор, отказавшись от всего, что имела. Царь не стал долго настойчиво уговаривать её: имущество было конфисковано, сама она была сослана, а в итоге отправлена в земляную тюрьму, где и скончалась от голодной гибели.

Суриков создавал свою картину «Боярыня Морозова» не по документам, а исходя из своего внутреннего ощущения. С детства он был знаком с раскольниками, поскольку в его семье также были сторонники старой веры. Лица, изображённые на картине, не являются вымышленными персонажами; они составляют собирательный образ, созданный на основе реальных прототипов. Долго Суриков не мог найти подходящее лицо для главной героини, так как все варианты смотрелись слишком «маленькими» и проходили мимо. В конечном итоге он выбрал уральскую старообрядку, которая и стала настоящей победительницей в этой художественной драме.

Когда картина была представлена общественности в 1887 году, она вызвала бурные обсуждения. Одних пугала сила и решимость героини, других смущал выбор темы, а некоторые считали, что поддержка образа раскольницы была рискованной. Однако были и те, кто видел в изображении не политику, а человека, обладающего безусловной верой.

Суриков, бесспорно, добавил элементы романтики в историческую реальность. На самом деле боярыня была привязана и лишена возможности двигаться, что сделало бы её лишь жертвой обстоятельств. Но художник хотел отобразить силу и величие. Именно поэтому его Морозова сидит, гордая и несгибаемая, с поднятой рукой, знамением веры и вызовом, как бы обращаясь не к властям или церкви, а к народу.

Мы приглашаем вас подписаться на наш паблик, посвящённый искусству. Каждый день мы публикуем портреты и произведения выдающихся художников, чтобы вы могли насладиться историей вместе с нами.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *