“Тройка” — это одна из ключевых работ значительного русского живописца Василия Перова. Художник, мастерски владеющий своим ремес…
“Тройка” — это одна из ключевых работ значительного русского живописца Василия Перова. Художник, мастерски владеющий своим ремеслом, использовал свою творческую силу для того, чтобы донести до зрителей сложные реалии жизни простых людей, обнажая пороки как аристократии, так и властей. В 1866 году создавая картину “Тройка”, он обратил внимание на детскую беззащитность перед лицом взрослых; затрагивал тему тяжелого труда, который взрослые налагают на тех, кто должен быть занят играми и детскими забавами, а не превращаться в “тяжелую” работу, как у тройки лошадей.
Многие не подозревают, что данное полотно не только изобилует грустными темами, но и сопровождено печальной историей его создания.
На картине изображены сельские дети, вынужденные тяжело трудиться ради куска хлеба. Обратите внимание на то, как Перов мастерски передал их состояние: несмотря на мороз и физическую нагрузку, детские лица не сияют здоровьем, а, наоборот, источают признаки истощения и усталости, и кажется, что они вот-вот упадут в снег. Их лица имеют нездоровый цвет, под глазами по темным кругам, а губы лишены крови. Это одна из самых эмоционально насыщенных работ в русской живописи.
При создании “Тройки” Перов стремился добиться именно такого впечатления. Если мальчик и девочка, ставшие моделями для крайних фигур, были найдены некоторое время, то вот с центральной фигурой, ведущей композиции, дела обстояли хуже. Перов долго не мог отыскать подходящего ребенка, пока однажды не заметил на улице крестьянку с её маленьким сыном.
Женщина, конечно же, сразу согласилась на то, чтобы её ребенок стал натурщиком для художника. Они оба знали, что такое помимо праздного бытия – физическая работа, бедность и болезни, поэтому для реализации замысла Перова этот мальчик казался идеальным. Во время сеансов позирования мать рассказала художнику о том, что похоронила мужа и всех детей, кроме последнего — Васеньки, который стал её единственной надеждой и радостью. Эта судьба глубоко тронула Перова.
Спустя несколько лет, художник узнал о новом горе, постигшем эту семью.
На тот момент “Тройка” была приобретена Павлом Третьяковым, который демонстрировал её в своей галерее, а сам Перов работал над другими произведениями и, практически забыв о своем маленьком натурщике и его матери. Однако однажды в его дверь постучалась женщина, которую Перов с трудом узнал — она изменилась до неузнаваемости из-за пережитых страданий. Оказалось, что Васенька заболел и скончался. Женщина целый год копила деньги, надеясь вернуть у Перова картину с изображением сына.
Конечно, не было и речи о том, чтобы выкупить полотно у Третьякова. Пытаясь объяснить ей ситуацию, художник отвел её в галерею. Увидев изображение своего сына, женщина упала на колени и начала молиться. Потрясенный силой её горя, Перов отложил все дела, написал отдельный портрет Васеньки и подарил его ей. Вот такая грустная, но трогательная история за этой картиной.
В нашем паблике об истории искусства мы каждый день делимся выдающимися портретами и картинами. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе искусства с богатой историей.
Добавить комментарий