Третий рейх против Ремарка. За что нацuсты ненавидели этого немецкого писателя.

Третий рейх против Ремарка. За что нацuсты ненавидели этого немецкого писателя.

Осенью 1943 года в Берлине проходил судебный процесс о госизмене и «подрыве нравственности»: женщину обвиняли в антивоенных и антинацистских высказываниях. Подсудимой Эльфриде Шольц не позволили ни слова сказать в свою защиту. Двое свидетельниц обвинения даже не были приведены к присяге, потому что судья и так поверил их показаниям. Процесс длился всего один час, а его решение не подлежало обжалованию фрау Шольц приговорили к смертной казни через гильотину. Причину столь жестокого наказания судья скрывать не стал: «Ваш брат ускользнул от нас, а вам это не удастся». 16 декабря 1943 года обвиняемая была казнена. Эльфрида Шольц была младшей сестрой писателя Эриха Марии Ремарка.

Ненависть нацuстов к Ремарку родилась в 1929 году тогда вышел его антивоенный роман «На Западном фронте без перемен», признанный одной из лучших книг о Первой мировой войне. Ремарк, призванный в армию со школьной скамьи, прочувствовал и описал войну без героического пафоса, зато с болью и страданиями. Там были не только бои и сражения, но и загубленные жизни, искалеченные судьбы, внутренние переживания, падение веры и идеалов. «Вернулось с войны не более половины ушедших, вспоминал Ремарк. Те, кто выжил, по сей день не пришли в себя. Я тоже ­­ живой покойник». Похожие слова автор вынес и в предисловие романа: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов». Подобные откровения представителями партии НСДАП воспринимались как слабость, ведущая к пораженческим настроениям а на них настоящий ариец не имеет права. Так Ремарк был провозглашён предателем родины. А когда его книгу решили экранизировать, члены нацистской партии, обвинявшие Ремарка в предательстве героев Мировой войны, обещали срывать показы в кинотеатрах. Машина пропаганды Йозефа Геббельса, который давно возненавидел писателя, заработала на полную катушку.

Однако серьёзно заняться писательской деятельностью Ремарк решил только в 1926-м, когда опубликованные им романы «Женщина с золотыми глазами» и «Из юношеских времён» неожиданно для него самого были тепло встречены читателями, да ещё и сопровождались похвалой критиков.

А вот следующий роман «На Западном фронте без перемен» и вовсе принёс Ремарку ошеломляющий успех. Книга, написанная всего за шесть недель, только за первый год разошлась в Германии тиражом в полтора миллиона экземпляров. И это при том, что долгое время Ремарк обивал пороги издательств, получая лишь отказы ввиду «неактуальности темы». Даже то издательство, которое взялось за печать романа, мало надеялось на успех и сразу же оговорило в договоре сумму возмещения ущерба: Ремарк должен был отработать её как журналист в случае, если затраты на книгу не оправдались бы. Но едва отрывки романа стали выходить в газете издателя, её тираж тут же увеличился в несколько раз, а число предварительных заказов на книгу уже в первую неделю составляло более 30 тысяч!

Вышедшая в продажу в январе 1929 года, книга стала самой продаваемой в Германии за всю историю! Переведённая на 26 языков, она тут же стала бестселлером. А вскоре американская кинокомпания Universal Pictures купила у Ремарка права на экранизацию. Правда, голливудские продюсеры, положительно оценившие общее качество фильма, остались недовольны его трагическим концом. «Хорошо, сделаю счастливый конец, в котором Германия выиграет войну», резко ответил на претензии кинематографист, после чего продюсеры отказались от критики. В итоге фильм, производство которого закончили уже весной 1930 года, вызвал не меньший ажиотаж, чем книга, а на «Оскаре» (тогда ещё только зарождавшейся премии) лента одержала победу в главной номинации. Вскоре после премьеры в США и Великобритании нашумевший фильм привезли показывать в Берлин

К тому времени в Германии Ремарк был давно ненавидим руководством нацистской партии – борьбу с главной книгой писателя и экранизацией его романа нацисты сделали частью пропаганды своих идей. Рейхсляйтер по вопросам пропаганды Йозеф Геббельс откровенно презирал Ремарка за его «упаднические настроения», называя «предателем родины» и призывая лишить писателя немецкого гражданства. Ещё с момента выхода в свет главного романа Ремарка Геббельс не уставал нападать на него, называть его евреем и ругать произведение за пацифизм. Поэтому для будущего министра пропаганды было истинным наслаждением обрушиться и на экранизацию книги. А оправдать травлю картины он собирался тем, что фильм якобы использовали еврейские организации в своих «космополитических пацифистских» целях.

За несколько дней до премьеры картины в Берлине Геббельс созвал совещание, на котором было решено срывать её показы в кинотеатрах силами молодых последователей партии. Его раздражало, что премьера была заявлена как одно из главных событий культурной жизни Берлина этого года, и вся столичная богема, которая была приглашена на демонстрацию картины, с нетерпением ожидала премьеры. Первый сеанс прошёл очень успешно и даже без происшествий. Но уже на следующий день, 5 декабря 1930 года, показ картины был прерван нацистами.

Тем вечером, чтобы попасть в здание кинотеатра, зрителям пришлось прорываться сквозь целую толпу «коричневорубашечников», которых Геббельс обеспечил билетами на сеанс. И стоило первым кадрам картины появится на экране, как они повскакивали со своих мест и с криками «Евреи, вон!» стали нападать на тех, кто, по их мнению, имел еврейскую внешность. С балконов в зрителей полетели дымовые бомбы. В зале распылили чихательный порошок. Один из штурмовиков выпустил из мешка несколько десятков белых мышей, которые стали беспорядочно шнырять по креслам. Полиция, хоть и была на месте, не останавливала погромщиков – вместо этого всем был отдан приказ очистить помещение.

На следующий день Геббельс записал в своём дневнике: «Вечером в кино. Уже через 10 минут начинается сумасшедший дом. Полиция бессильна. Разъярённые толпы накидываются на евреев Снаружи атакуют кассы. Звенят оконные стёкла.

Тысячи людей наслаждаются этим спектаклем. Демонстрация фильма отменена и следующая тоже. Мы выиграли».

Эрих Мария Ремарк был на площади перед кинотеатром, где толпа молодых людей скандировала антисемитские лозунги и делала непристойные выкрики в адрес создателей фильма. Писатель впоследствии вспоминал: «Я пригляделся к демонстрантам. Среди них не было людей старше двадцати; следовательно, никто из них не мог быть на войне 1914 1918 годов и никто не знал, что через десять лет они попадут на другую войну и большинство из них погибнет, не достигнув тридцати лет».

В последующие дни по берлинским улицам прокатились марши против показа кинокартины. Самый массовый из них (около шести тысяч человек) приветствовал сам Гитлер. А вскоре совет по контролю над кинопродукцией запретил картину «На Западном фронте без перемен» с формулировкой «за искажение образа немецкого солдата». В стане нацистской партии было всеобщее ликование.

Остальной Берлин не воспринял событие слишком серьёзно. Многие считали демонстрантов маргиналами и смеялись над их, как казалось тогда, нелепыми попытками бороться с произведениями искусства. Тем временем до первых костров, в которых сгорали целые библиотеки, оставалось всего три года. И одной из первых в огонь полетела запрещённая к тому моменту книга «На Западном фронте без перемен». Как напишет впоследствии Ремарк, «в 1933 году я был символически сожжён вместе со всеми моими книгами».

Понимая, что Германию ждёт мрачное будущее, Ремарк решил перебраться в Швейцарию. В 1931 году писатель купил в Порто Ронко дом, а в 1933 году, за несколько дней до избрания Гитлера рейхсканцлером, эмигрировал окончательно. Правда, на этом нападки на него не закончились: пропаганда трубила о якобы еврейский корнях литератора и о том, что он украл произведение у погибшего на поле боя солдата. Всеми возможными способами нацисты пытались подорвать правдивость произведений Ремарка, публикуя противоречившие ему истории с фронта от непосредственных очевидцев. Так, выпуск партийной газеты Völkischer Beobachter 1936 года открывался цитатой: «После той лжи, которую рассказывали люди вроде Ремарка, представляем вам опыт солдата, участвующего в войне». Следом за таким эпиграфом шёл рассказ солдата им, правда, оказался сам Ремарк. Позднее выяснилось, что газета неумышленно опубликовала отрывок из книги «На Западном фронте без перемен», которую в качестве шутки отправил в редакцию один венский писатель, заменив имя автора. Причём на ту же уловку попалось и другое нацистское издательство.

В 1938 году на немецком языке вышел очередной роман Ремарка «Три товарища». В том же году Эриха Марию Ремарка лишили германского гражданства. Решение показательного суда гласило: «При поддержке еврейской прессы он самыми мерзкими средствами оскорблял память павших на мировой войне, и уже поэтому должен быть исключён из германского народного сообщества». В 40-м Ремарк, до того живший в Швейцарии, переехал в США

Не в силах добраться до писателя, нацисты решили отыграться на его родственниках. В 1943-м гестапо за «возмутительно лживую пропаганду в пользу врага» и «подрыв обороноспособности страны» арестовало его младшую сестру Эльфриду Шольц, оставшуюся в Германии. Председатель так называемого народного трибунала обратился к Эльфриде со словами: «Ваш брат ускользнул от нас. Но вы от нас никуда не денетесь». И приговорил её к казни на гильотине. Прощальное письмо старшей сестре Эльфридой было написано 4 декабря 1943 года: «Я в Плётцензее. И сегодня пополудни, в час, меня больше не будет». О гибели сестры Ремарк узнал уже после окончания войны и был уверен, что таким образом нацисты отомстили ему. Поэтому даже после капитуляции Третьего Рейха писатель некоторое время не хотел возвращаться на родину и «жить среди немцев».

Будучи в эмиграции, писатель сблизился с другими уехавшими соотечественниками, среди которых была мировая кинозвезда Марлен Дитрих. «Ты выглядишь слишком молодо, чтобы написать один из величайших романов нашего времени», призналась актриса литератору на их первой встрече.

«Возможно, я написал его, чтобы просто услышать, как ваш волшебный голос произносит эти слова», ответил ей Ремарк.

Их роман начался молниеносно, и вскоре за развитием их отношений уже пристально наблюдал весь мир. Марлен стала для писателя музой, вдохновением и спасением от беспросветной грусти, которую он пытался заглушать алкоголем. Актриса же наслаждалась обществом знаменитого автора, но связывать свою жизнь только с ним не хотела. Она всегда пользовалась вниманием у мужчин: за Дитрих ухаживал американский посол в Великобритании Джозеф Кеннеди, звезда Голливуда Орсон Уэллс, французский актёр Жан Габен И это далеко не весь список её многочисленных любовников. Не желая ни с кем делить свою «золотую Пуму» (так Ремарк ласково называл Дитрих), писатель сходил с ума от ревности и злости. А свои переживания выражал в творчестве.

Впоследствии этот роман перестал доставлять удовольствие как одному, так и другому: Ремарк хотел большего и устал терпеть многочисленных обожателей голливудской звезды, а она так и не смогла променять свою свободу на постоянные отношения. Позже писатель завёл роман с американской актрисой Поллет Годдар, бывшей женой Чарли Чаплина, но даже будучи в новых отношениях, он не оставлял попыток вернуть свою «золотую Пуму». Ремарк поставил Дитрих ультиматум: либо она выходит на него замуж, либо он заключает брак с Поллет Получив очередной отказ, писатель сдержал слово и в 1957 году оформил отношения с Годдар, которая была рядом с ним до конца его жизни. Однако все понимали: в сердце Ремарка всегда жила любовь только к одной женщине

Ещё в армии Ремарк пристрастился к алкоголю, которым злоупотреблял на протяжении всей жизни. «Я знаю, что Полетт делала всё, что в её силах, чтобы удержать его от пьянства, но мне слишком хорошо было известно упрямство Ремарка. Он сам говорил, что не сможет бросить пить, коли уж начал», писала подруга Ремарка, Рут Мартон. В последние годы жизни пережил два сердечных приступа и скончался от аневризмы аорты 25 сентября 1970 года в Швейцарии. А за 18 лет до этого он впервые после отъезда и последний раз в своей жизни побывал в Германии. Главной целью той поездки Ремарка в Берлин было посещение тюрьмы Плётцензее, где нацисты казнили его сестру. Тогда же Ремарк написал роман «Искра жизни», посвятив его сестре, а в честь его приезда в Западном Берлине состоялся показ фильма «На Западном фронте без перемен», с которого и начиналась вся эта история.

Приглашаем в наш новый паблик, где мы каждый день публикуем интересные факты и истории о людях, оставивших след в нашей истории История на все времена


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *