Старший ребенок в семье, был главным помощником матери по хозяйству, нянчил младших, а в свободное время играл со своими друзьями – деревенскими ребятами.
Как воспитывали детей на Руси.
В тесной хате делили кров престарелые отец с матерью, сыновья с жёнами, внуки, а бывало, что и правнуки. И чем больше была семья, тем она была эффективнее. В сущности, это был трудовой коллектив: мужчины вместе пахали, сеяли, косили, строили, женщины поддерживали хозяйство и воспитывали детей.
Семьей управлял деятельный старик — большак. Его власть была беспрекословна и покоилась на твердокаменном авторитете традиции.
В каких условиях жила семья в дореволюционной России? Неотапливаемые сени вели в хату, сбоку от входа был судний угол с горшками и посудой, в дальнем углу — печка и полати, в красном углу — стол и лавки, у стены — сундук и, наконец, женский угол с деревянными топчанами и люльками. Мужчины в женский угол не ходили — там хозяйки нянчились с детьми, учили дочерей прясть, вязать.
Старики спали на печи, дети — на полатях или на лавках, остальные — все вместе на соломе, постеленной прямо на земляной пол. Если свадьбу играли летом, молодые могли ночевать на сеновале.
Трудиться было всё равно, что дышать. Лентяев просто не могло быть в крестьянской семье: их воспитывали всем миром. От работы не отлынивали и старики. Если человек был настолько слаб, что не мог заниматься хозяйством, он начинал воспитывать внуков.
В типичной крестьянской семье детей рождалось много, но, к сожалению, многие из них умирали от болезней в первые годы жизни. Новорожденного клали в зыбку – плетеную люльку, подвешенную к потолку, где он и спал, пока не вставал на ножки.
Доктор медицины Г. Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина» описывал: «Крестьянки считают, что ребенка достаточно перевернуть в сутки раза два-три, чтобы он не промок. С этой целью под младенца подкладывают кучу тряпок».
Научившись ходить, карапуз передвигался по избе, преимущественно в одной короткой рубашонке, занимая себя разными подручными предметами. Присматривать за ним могли бабушка с дедушкой или кто-то из старших детей.
В холодное время года малыш обычно находился в помещении, так как с зимней одеждой для малышей в то время было туговато, а в теплое – выходил на улицу, где бегал по земле босиком опять-таки под присмотром юных нянек.
В 3 года малыш уже ел то же, что и старшие члены его семьи, спал вместе с другими детьми на полатях и вел вполне самостоятельную жизнь.
Подрастая, девочки играли в тряпичные или соломенные куклы, которые сами себе и изготовляли, а мальчики – в мяч или в «лошадку», в роли которой выступала обычная палка. По мере взросления у разнополых детей становилось все меньше общих занятий, игры четко подразделялись на «мальчишечьи» и «девчоночьи».
В свой 7 день рождения ребенок становился отроком или отроковицей. В честь этого события ему выдавались первые в жизни порты (штаны) или длинная девичья рубаха. Детей активно привлекали к труду – разумеется, с учетом возрастных особенностей: работу давали по силам, постепенно увеличивая нагрузку, а в свободное время позволяли гулять.
Поручения раздавали без лишних церемоний – в приказном тоне, но перечить в ответ никому из отроков в голову не приходило. Авторитет отца был непререкаемым и подчеркнуто поддерживался матерью.
В 7 лет мальчиков учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми.
Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.
С 10 лет мальчики под наблюдением взрослых уже боронили поле, с 12 – пахали, а в 14 – наравне с отцами участвовали в любых полевых работах.
Девочек лет с 11 сажали за прялку, с 13 – обучали шитью и вышиванию, в 14 поручали вымачивать холсты. Одновременно с этим юные хозяйки учились доить коров, печь хлеб и делать все, что было необходимо в крестьянском быту.
10-летняя девочка активно помогала матери во всех домашних хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить пищу.
В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был необходимостью.
Ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка. Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием. Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи».
За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка.
Кроме трудового воспитания, отроки и отроковицы впитывали в себя и понятия о крестьянской морали.
Детей учили почтению к родителям и старшим, милосердию к нищим, благоговению перед трудом добытым хлебом, преподавали им основы веры, внушали понятие греха.
Браки в крестьянской среде были ранними. В XVIII веке вполне подходящим для семейной жизни считался возраст 14-15 лет. С середины XIX века в законный брак могли вступать юноши с 18 лет, а девушки – с 16 лет.
Жена приносила приданое в собственном сундуке. Существовало железное правило: открывать этот сундук муж не имел права. Там хранились любимые рубашки, а порой даже детские игрушки женщины.
С 16-17 лет женщины начинали рожать детей. Роды после 40 были уже редкостью, считалось, что бабий век закончился — впрочем, до этого возраста доживала далеко не каждая.
Парни, как правило, были на год-два старше избранниц, хотя случалось и наоборот. Холостяки считались неполноценными — они не могли взять слово на сельском сходе, презирались и обделялись в собственной семье. Ещё чаще без пары оставались девушки — они становились черничками, как бы монахинями в миру, — ходили в чёрном, читали по покойникам.
Участь женщины ярко обрисована в стихах Некрасова. Каждый день нужно было засветло встать, подоить, накормить и почистить корову. После этого ждала работа по дому. Болезнь, беременность и даже роды не считались поводом для передышки. Многие женщины рожали детей прямо в поле.
Каждый день интересные факты и истории из прошлого России в паблике История России
Добавить комментарий