«Самый маленький труд»
С момента появления семьи люди задумывались о том, как правильно воспитывать детей. Однако специализированные учреждения для малышей начали появляться только в XIX веке. Именно тогда зародилась концепция детских садов, известных нам сегодня.
Первые такие учреждения, где дети получали подготовку к школе, а родители освобождались от необходимости постоянного присмотра, появились в Англии. В России же первый детский сад был основан в 1863 году в Петербурге. Его инициатором стала Аделаида Симонович — педагог и приверженец идей дошкольного воспитания.
Первые шаги и влияние Фридриха Фрёбеля
Аделаида Семёновна Симонович родилась в 1844 году в семье владельцев лавки колониальных товаров. Несмотря на скромное происхождение, она получила хорошее образование: окончила пять классов школы, затем занималась самообучением и сдала экзамен на звание домашней учительницы. Её стремление к знаниям было столь велико, что она пыталась посещать лекции в Московском университете, однако получила отказ.
Выйдя замуж за врача-педиатра Якова Симоновича, Аделаида решила посвятить себя воспитанию детей. Так в Петербурге в 1863 году появился первый детский сад, организованный супругами. К сожалению, из-за недостатка опыта и знаний это заведение просуществовало недолго.
Идея заняться организацией детских садов в России возникла у Аделаиды не случайно. Её вдохновителем стал Александр Герцен, которого она называла своим наставником и учителем. Именно он посоветовал супругам отправиться в Женеву, чтобы изучить опыт зарубежных дошкольных учреждений. В 1864 году Симоновичи переехали в Швейцарию, где познакомились с концепцией народного детского сада, основанного по методике немецкого педагога Фридриха Фрёбеля. За два года супруги изучили множество подходов к дошкольному воспитанию и детально ознакомились с работой фрёбелевских садов.
Вернувшись в Россию по совету Герцена, Симоновичи открыли «школу для малышей».
Деятельность в Петербурге и Тифлисе
Детский сад Аделаиды принимал детей в возрасте от 3 до 8 лет. Заведение было платным, а сама Симонович называла себя «садовницей», что в те времена было официальным термином. Изначально она придерживалась идей Фрёбеля, но позже пересмотрела его подходы, критикуя излишнюю дидактичность. Симонович разработала собственный подход, основанный на идеях народного воспитания Константина Ушинского. Она считала, что детские сады в России должны учитывать национальные особенности и избегать методов, подавляющих детскую самостоятельность.
В 1870 году семья переехала в Тифлис, где супруги открыли «интернациональный» детский сад. Это заведение просуществовало шесть лет. Затем Симоновичи вернулись в Петербург, где Яков получил должность в детской больнице. У Аделаиды к тому времени было четверо детей, она также опекала своего племянника Валентина Серова, ставшего впоследствии известным художником, и руководила небольшой частной школой.
После смерти мужа Аделаида поселилась в имении зятя в Тверской губернии. Там она преподавала в сельской школе, а летом организовывала ясли и детские площадки для местных детей.
Мечты о будущем
Симонович мечтала, чтобы в России, как в европейских странах, появились государственные детские сады — просторные, светлые и чистые, где с детьми занимались бы квалифицированные воспитатели. Она с сожалением констатировала, что в таких городах, как Вена и Берлин, детские сады охватывали тысячи детей, тогда как в России их посещали лишь около тысячи малышей, и все учреждения были частными.
Несмотря на трудности, Аделаида Семёновна оставила значительный след в истории российского дошкольного воспитания. Её жизнь, полная испытаний, была посвящена благополучию детей. Она прожила долгую и насыщенную жизнь, воспитала прекрасных детей и умерла в 1933 году, оставив после себя наследие, которое вдохновляет педагогов по сей день.
Добавить комментарий