**Русская свадьба: этап сватовства**
Традиции русской свадьбы можно разделить на три основные фазы: предсвадебную, саму свадьбу и послесвадебный период. На первом этапе принимается решение о заключении брака, происходят приготовления к важному дню, а также начинается ритуал, символизирующий переход юноши и девушки в новую социальную группу. На следующем этапе осуществляется венчание и праздник, который служит правовым и физическим закреплением созданного брачного союза. Заключительный этап фиксирует статус молодоженов и их новую жизнь в качестве супругов.
С самого начала свадебные обряды начинались со сватовства, или сватания, которое предварял семейный совет. Именно там принималось решение о выборе будущей невесты, а также обсуждались все её достоинства и недостатки. Мнение жениха также могло быть учтено, но ключевую роль играло согласие и участие родителей. При выборе невесты особое внимание уделялось её моральным качествам, психическому и физическому здоровью, а также внешней привлекательности, что подразумевало её «дородство и трудоспособность». Кроме того, был важен «происхождение» — то есть, насколько трудолюбивы и заботливы её родители, а также не было ли в семье людей с недостойными привычками, такими как алкоголизм.
Финансовое положение невесты также играло немалую роль. Крестьяне, как правило, стремились выбрать себе пару из схожей социально-экономической группы; однако нередко случалось, что в состоятельную семью принимали бедную девушку, если её личные качества оценивались высоко.
В роли сватов обычно выступали близкие родственники жениха, такие как крестные родители, дядя или тетя, а также старший женатый брат. Редко сватовством занимались собственные родители жениха, но часто вызывали уважаемого человека из деревни, который был красноречив и умел поддерживать беседу. Сваты должны были быть остроумными, знать этикет сватовства и уметь вести разговор, восхваляя жениха и его «житьё», при этом не теряя достоинства в случае отказа. В некоторых регионах роль свата мог исполнять священник. Обычно жених не участвовал в процессе сватовства, но изредка он отклонялся от этой традиции и сопровождал сватов.
Для сватов выбирались дни, которые считались «легкими», то есть неблагоприятные дни, такие как воскресенье, вторник, четверг и суббота, а вечер и ночь были наилучшим временем для посещения. Оправляясь к невесте, сваты старались держать цель своего визита в тайне, чтобы не привлечь нежелательного внимания и избежать злых глаз. Например, лошадей могли запрягать за пределами двора, выезжали через задние ворота и использовали объездные пути, чтобы как можно быстрее покинуть деревню, а язычок в колокольчике прятали.
Для привлечения удачи сватам также совершали различные магические ритуалы, такие как легкое похлопывание или хлестание поясом, а иногда и женскими головными уборами. В деревнях обычно кричали: «Девки! Пошли, шибайте конурами!» в момент отправления сватов.
После визита сватов, чтобы «невеста не сбежала», в доме связывали все кочерги и ухваты, а ножки стола обвязывали веревкой. Хотя специальные одежды для сватов не предусматривалось, знак их статуса мог выражаться через красный кушак или новую пару рукавиц, которые они не снимали на протяжении всего сватовства. Особая внимание уделялась свахе — обычно её отличали большая шаль, валенки и шуба, независимо от времени года. Атрибутами сватов могли быть палка, ухват и другие предметы, символизировавшие их роль и предназначенные «для выгрёбания» невесты.
Каждый день в паблике “История России” можно найти новые факты и увлекательные истории из прошлого нашей страны.
Добавить комментарий