Разводы в российских деревнях были крайне редким явлением. В своих воспоминаниях о детстве в тамбовском селе митрополит Вениамин…

Разводы в российских деревнях были крайне редким явлением. В своих воспоминаниях о детстве в тамбовском селе митрополит Вениамин (Федченков) упоминал о том, что в радиусе пятидесяти верст ему не известен ни один случай расставания супругов. На 1912 год, среди почти 115 миллионов православных людей всех возрастов, было зарегистрировано всего 3532 расторжения брака. Причинами, по которым разводы имели место среди крестьян, стали не только церковные нормы, но и культурные традиции, которые фактически исключали возможность добровольного разрыва отношений. Исследовательница С. С. Крюкова, изучившая брачные обычаи второй половины XIX века, выявила, что основные причины разводов заключались в следующем: конфликты в семье, переход одного из супругов в секту, неспособность мужа исполнять свои супружеские обязанности, бесплодие жены, а также длительные разлуки. Сложные условия жизни крестьян также накладывали отпечаток на решение вопросов развода. В случае расставания или смерти одного из супругов в крестьянском хозяйстве возникал дисбаланс в силе мужских и женских рук, что негативно сказалось бы на производственной деятельности. Порой в обществе быстро забывали о горе, и на следующий день после похорон мужик уже подыскивал новую бабу. Он мог сказать: «Без бабы в доме никак не обойтись, нужно невесту искать». Здесь не было ни жестокости, ни неуважения к ушедшей супруге; это отражало суровую реальность крестьянского быта. Наиболее распространенной причиной разводов была смерть одного из супругов. В народных взглядах вдовство воспринималось как испытание от Бога. Хотя вторые браки среди крестьян не порицались, они вызывали определенный суеверный страх, а именно опасение, что такие семейные отношения могут быть недолговечными и несчастливыми. Третий брак считался недопустимым: крестьяне полагали, что тот, кто решается на такой шаг, идет против Божественной воли. В народе говорили: «Первая жена — от Бога, вторая — от человека, третья — от черта». Прелюбодеяние не считалось основанием для развода по обычным законам. В таких ситуациях от мужа ожидали прощения неверной жены, а не немедленного разрыва отношений. Женщины, заподозренные в измене, подвергались суровому наказанию, и такие действия воспринимались в деревне как необходимая мера. По убеждениям крестьян, с женщиной следует обращаться строго, чтобы она не “разбаловалась”. Правило гласило: «Жену не бить – толку не быть!» Эти факты о крестьянской жизни показывают, насколько прочно были укоренены традиции и значения в жизни русских деревень, а также каковы были realии прошедших лет. Каждый день в паблике «История России» публикуются интересные факты и истории из нашего прошлого.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *