Почему эта неприметная картина уже 150 лет приковывает внимание зрителей?
⠀
1870 год. Саврасова упрекают в том, что у него мало учеников и лишают государственной квартиры в Москве.
⠀
Расстроенный художник берет отпуск на полгода и в самый разгар занятий вместе с семьей уезжает в провинцию.
⠀
Он ведет «тихую и сосредоточенную жизнь», но вдруг случается болезнь жены и смерть новорожденной дочери. Саврасов погружается в смятение. Именно в этот период он находит свой знаменитый пейзаж.
⠀
Село Молвитино (позже переименованное в Сусанино), в нескольких десятках верст от Костромы.
⠀
Неприметная сельская церквушка с шатровой колокольней, которая виднеется из-за берез — церковь Воскресения Христова, построеная в XVII веке. Художник любил старинную русскую архитектуру.
⠀
Со свойственной ему реалистичностью Саврасов пишет облупившуюся штукатурку и обнажившуюся кирпичную кладку.
⠀
«Звучать» картину заставляют грачи. Их карканье и треск веток разносится вместе с разлитым в воздухе спокойствием.
⠀
Прилетевшие грачи вьют гнезда на стволах неказистых берез — символ возвращения к жизни. Метафорой воскресения служит и спрятавшаяся за их стволами верба.
⠀
Картину сразу же замечают в сообществе художников, а вскоре ее покупает для своей коллекции Третьяков.
⠀
С 1871 года Саврасов живет в Москве. Личная жизнь его беспорядочна, с женой он расстается. В этот период он начинает страдать алкоголизмом, теряет преподавательскую кафедру в училище и со временем впадает в крайнюю нужду.
⠀
Умирает 67-летний Саврасов в больнице для бедных на Хитровке. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Если вам понравилась статья, то присоединяйтесь к нашей группе любителей искусства – История в искусстве
Добавить комментарий