После кончины императора Александра III было принято решение установить в его честь памятник. Под руководством императора Никола…

После кончины императора Александра III было принято решение установить в его честь памятник. Под руководством императора Николая II, в декабре 1894 года, был сформирован Комитет, ответственный за реализацию этого проекта. Для выбора наилучшего варианта памятника был объявлен конкурс, и параллельно стартовала подписка на сбор средств, в результате которой удалось собрать около 2,5 миллионов рублей. Лучшим проектом конкурса стала работа скульптора А.М. Опекушина. В качестве главного архитектора был назначен московский зодчий А.Н. Померанцев, а главным инженером стал архитектор К.А. Грейнерт. Также трудились над монументом архитекторы Ф.А. Когновицкий и Ф.О. Богданович-Дворжецкий. Строительные работы велись с 1900 по 1912 год. Александр Михайлович Опекушин, вспоминая об этом процессе, отмечал, что создание статуи оказалось более сложным, чем ожидалось: “Я лепил голову Государя дважды. Вместо обещанных трех месяцев меня мучили восемь. Вдобавок, варвары разбили первую голову царя, и пришлось делать новую”. Открытие памятника состоялось 30 мая 1912 года и прошло в присутствии членов Императорской семьи. Ровно в 8 утра пять пушечных залпов из Тайницкой башни Кремля возвестили о начале торжественного мероприятия. Около памятника выстроились войска. К 11 часам на месте собрались представители императорской семьи со свитой. Митрополит Московский и Коломенский Владимир встретил их в Храме Христа Спасителя, после чего начался крестный ход, сопровождаемый звоном колоколов из ближайших церквей. У подножия памятника провели благодарственный молебен с коленопреклонением. После звучания слов о вечной памяти императору Александру III, по команде Николая II, войска отдали честь в ожидании дальнейшего торжества. Загремели 360 залпов, а под звуки Преображенского марша было снято покрывало с памятника. Перед взором собравшихся предстала 16-метровая бронзовая статуя, установленная на многоступенчатом гранитном пьедестале красного оттенка, лицом обращенная к течению Москвы-реки. Бронзовый царь восседал на троне, облаченный в горностаевую мантию, с императорской короной на голове и регалиями в руках. На постаменте была выгравирована надпись: “Благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему императору Александру Александровичу Всея России. 1881-1894”. По углам трона располагались бронзовые двуглавые орлы с расправленными крылами, созданные скульптором А.Л. Обером. У памятника находилась низкая гранитная балюстрада, разработанная А.Н. Померанцевым, а к реке спускалась лестница. В тот день Николай II записал в дневнике свои впечатления: “Проснулся от пяти выстрелов Тайницкой башни. Все утро приходили войска за знаменами и штандартами. В 10.40 поехал с Мишей к памятнику дорогого Папа; обошел войска и приблизился к Храму Спасителя, когда Мама подъехала. Вышли из него крестным ходом к палатке, куда Аликс прибыла с Алексеем. По завершении освящения памятника войска внизу прошли мимо церемoniального марша. Погода была великолепной, жаркой с легким ветерком, и вся церемония вышла очень торжественной и красивой. Вернулись домой около 12:15”. В день открытия к памятнику было возложено 86 венков от болгар, сербов, европейских монархов и различных государственных и благотворительных организаций. Однако памятник не снискал одобрения современников и получил критику за свою чрезмерную монументальность. Увы, монумент просуществовал всего 6 лет: в 1918 году было принято решение о его демонтаже, который начался 17 июля 1918 года. 1 мая 1920 года, в присутствии Ленина, на этом самом месте был заложен новый памятник под названием “Освобождённый труд”. На уцелевшем постаменте, прежде чем он утратил свой вид, установили металлический картуш работы скульптора В.И. Мухиной, гласящий: “Здесь будет сооружён памятник Освобождённый труд”. Однако скульптура так и не была возведена, а сохранявшийся постамент памятника Александру III был снесен вместе с Храмом Христа Спасителя в 1931 году. Мы приглашаем вас подписаться на наш паблик о архитектуре, где мы делимся удивительными и восхитительными зданиями, скульптурами и интерьерами, являющимися истинными шедеврами архитектурного искусства.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *