Пожалуй, что в этой истории, как в никакой другой, любовь оказалась тесно переплетена с политикой. Речь о польской любовнице Наполеона графине Марии Валевской, которая, по мнению многих историков, настойчиво подталкивала французского императора к решению «польского вопроса». Иными словами – к восстановлению польского государства и к войне против Российской империи. Это и рассказ о том, почему к Наполеону и по сей день в Польше питают теплые чувства.
Итак, наш рассказ про Марию Лончиньскую, происходившую из знатного, но обедневшего польского рода. В 1804 году, когда ей было восемнадцать лет, она вышла замуж за графа Атанасиуса Валевского. Он был гораздо старше ее, больше чем на пятьдесят лет, и брак с ним едва ли был добровольным выбором девушки.
Скорее, она поступила так по велению матери, чтобы подправить бедственное финансовое положение семьи. Ее отец, принявший участие в польском восстании Тадеушка Костюшко, скончался от ран, что сделало положение семьи очень тяжелым. После ее замужества долги семьи были сразу же выплачены, а родовое поместье восстановлено.
Понятно, что граф Валевский был на седьмом небе от счастья, заполучив в жены молодую красавицу. Он старался во всем угодить ей, и она не чувствовала недостатка ни в ласке, ни в подарках. В 1805 году она родила сына… Будучи ревностной католичкой, она считала узы брака священными.
Тем временем в Европе полыхала война. В 1806 году наполеоновские войска развернули свои действия на территории бывшей Польши, к тому времени прекратившей свое существование – разделенной между Австрией, Пруссией и Россией.
16 ноября 1806 года французские войска, разгромив пруссаков, вошли в Варшаву. Здесь их встречали не как завоевателей, а как освободителей. Зимой в Польшу прибыл Наполеон Бонапарт, на которого поляки смотрели с надеждой: мол, он поможет вернуть им польское государство. Тысячи жителей Варшавы восторженно приветствовали императора. В толпе восторженных горожан была и Мария Валевская.
В начале 1807 года она познакомилась с Наполеоном. Вот как она описала их встречу в своем дневнике: «Наполеон поднял свою шляпу, наклонился ко мне и сказал что-то, что я не смогла разобрать в тот момент, потому что я горела желанием сказать ему то, что должна была сказать: «Добро пожаловать, тысячу раз добро пожаловать в нашу страну! Что бы мы ни сделали, этого будет недостаточно, чтобы выразить наше чувство восхищения вами или наше удовольствие видеть, как вы ступаете по земле нашей родины, которая ожидала вашего прибытия, чтобы подняться». Наполеон внимательно посмотрел на меня и взял букет, который лежал в карете, и вручил его мне, сказав: «Примите его как залог моих добрых намерений. Я надеюсь, мы еще увидимся в Варшаве, и если так и будет, я сорву поцелуй с ваших сладких губ!»«.
Император снова заметил ее на одном из роскошных приемов, устраиваемых польской аристократией. После представления гостей он невольно задержал взгляд на красавице, воскликнув: “Как много в Польше прекрасных женщин!”. На следующий день о Марии Валевской говорил весь высший свет…
С тех пор образ девушки не давал ему покоя, и он велел навести о ней справки. Чету Валевских пригласили на официальный бал, который давал Наполеон. Случилось непостижимое: Мария не пожелала танцевать с императором. Сказать, что он был разгневан – ничего не сказать. «Почему вы не захотели танцевать со мной? Я ожидал совсем иного приема!», – воскликнул он. Утром ее ожидала записка от посыльного: «Я никого не видел, кроме вас; я никем не восхищался, кроме вас; я никого не хочу, кроме вас. Поскорее ответьте мне и утолите нетерпеливую страсть. Н.»
Мария не ответила, и это лишь еще больше раззадорило Наполеона, который продолжал посылать Марии любовные письма. В одном из писем он намекал, что только от нее зависит будущее угнетенной Польши.
Вмешалась политика. Друзья графини, мечтавшие о возрождении Польши, побуждали ее стать любовницей императора. Они даже вручили Марии письменную петицию: «Если бы вы были мужчиной, вы бы отдали свою жизнь за справедливое и благородное дело Отечества. Как женщина вы можете принести другие жертвы, и вы должны заставить себя на них пойти, как бы они ни были тяжелы».
В итоге она уступила, надеясь на то, что Наполеон поможет Польше снова обрести государственность.
«Мария! Моя милая Мария! – взывало очередное любовное послание Наполеона. – Моя первая мысль – о вас. Мое первое желание – вновь увидеть вас. И вы придете вновь, не правда ли? Вы обещали прийти. Если не придете, орел сам прилетит к вам!.. Примите этот букет: я хочу, чтобы он стал символом тайных уз и тайного согласия между нами и чтобы никто не знал об этом. Мы сможем обмениваться нашими мыслями, пусть даже на нас смотрит целый мир. Когда я буду прижимать руку к сердцу, вы будете знать, что я думаю только о вас; когда вы будете касаться букета, я тут же буду знать ваш ответ. Любите же меня, моя прелесть, любите и берегите этот букет! Н.».
Состоялась бурное объяснение в личных покоях императора. «Ваша холодность обидна, и я не намерен ее терпеть, – заявил Наполеон. – Сударыня, вы подтверждаете мое мнение о вашем надменном и бесчувственном народе. Но я заставлю вас убедиться в серьезности моего намерения покорить вас. Вы полюбите меня! Я воскресил имя вашей страны. Благодаря мне польская нация жива, как и прежде». После этого он вынул карманные часы и заявил, что раздавит Польшу, если Мария отвергнет его…
Сломив гордость девушки, Наполеон предстал образцом нежности и заботливости. И с каждой минутой привязанность Марии к нему возрастала. Ее охватила безумная любовь к человеку, покорившему почти всю Европу. Чувственность Марии удивляла порой и искушенного в любви Наполеона.
Когда Мария забеременела, он приставил к ней личного врача и отправил в Париж. Мария практически никуда не выходила. Наполеон, как правило, приходил к ней сам или вызывал ее в Тюильри. Однако счастье длилось недолго: у Марии случился выкидыш, а Наполеон отправился в очередной военный поход.
У Марии случился выкидыш, но вскоре она снова ждала ребенка от Наполеона. Для него самого это означало в первую очередь то, что он может иметь детей, и причина их бездетного существования с законной женой крылась не в нем, а в бесплодии его жены Жозефины.
Правда, вскоре после того, как в мае 1810 года Мария родился сына от Наполеона (его назвали Александром), он женился на Марии-Луизе Австрийской. Несмотря на это, Наполеон не забывал о своем ребенке: своему сыну он даровал титул графа Империи, он получил обширные владения в Неаполитанском королевстве. И хотя роман Наполеона и Марии Валевский уже практически сошел на нет, поляки все равно продолжали надеяться на французского императора.
В августе 1812 года Мария официально развелась с мужем. Развод прошел по обоюдному согласию супругов. А в сентябре 1814 года она наняла корабль и вместе с сыном и сестрой отправилась на Эльбу, где находился поверженный Наполеон. Это было предпоследнее их свидание. В 1815 году, во время «Ста дней Наполеона», они почти случайно встретились во дворце Мальмезон.
В 1816 году графиня Валевская вышла замуж за генерала Филиппа-Антуана д’Орнано, дальнего родственника Бонапарта. В июне 1817 года Мария родила третьего сына. Роды были очень тяжелые, и через полгода она умерла. Ей было всего 28 лет.Ее сердце помещено в семейном склепе д’Орнано на кладбище Пер Лашез, а тело было возвращено в Польшу…
Александр, сын Марии Валевской и Наполеона, впоследствии стал видным государственным деятелем, министром иностранных дел Франции при Наполеоне III.
Яркая история любви Наполеона и Валевской стала красивой легендой. Особенно часто к ней обращались в кинематографе. В 1937 году в США на экраны вышел художественный фильм «Покорение», а в 1966-м в Польше – «Марыся и Наполеон». Его действие которого развивалось сразу в двух временных отрезках: в наше время и в эпоху, когда Польшу заняла армия Наполеона. Сюжет таков: современный французский историк искусства и польская студентка знакомятся в историческом дворце, в том месте, где жила графиня Мария Валевская…
Приглашаем в наш паблик с историями любви, где мы каждый день публикуем интересные статьи. Подписывайтесь, чтобы не потерять Про любовные истории
Добавить комментарий