Петергоф во время блокады Ленинграда

Петергоф во время блокады Ленинграда

Петергоф, что в переводе с немецкого означает “Двор Петра”, представляет собой уникальный комплекс дворцово-парковых ансамблей, расположенный неподалеку от Санкт-Петербурга. Созданный по указу Петра I, он задумывался как загородная резиденция императора. Особой гордостью Петергофа считаются его великолепные фонтаны, число которых достигает полутора сотен. В августе 1723 года состоялось его торжественное открытие. Величественный канал, идущий от залива к парадному входу, позволял гостям прибывать прямым путем к самому дворцу. Перед фасадом здания раскинулся каскад фонтанов, украшенный скульптурами, которые символизировали военные достижения России и её победы на поле боя. Конечно, Петр I был в восторге от того, что слава о Петергофе быстро распространилась за пределы страны.

Однако из-за ужасных событий Второй мировой войны Петергоф пережил тяжёлые времена, когда его оккупировали нацистские войска. С первых дней войны началась эвакуация ценностей музея, но всего через три месяца, после долгих и разрушительных боёв, город пал под натиском немецкой армии. В результате атак Большого дворца, он был уничтожен огнём, а красивые фонтанные композиции практически полностью разбиты. В течение двух с половиной лет оккупации вражеские силы нанесли колоссальный урон Петергофу, сравняв с землёй значительную часть его строений, а оставшиеся ценности, такие как вазы, статуи и барельефы, были вывезены в Германию. Перед отступлением немцы заминировали территорию, и дворец Марли был разрушен в результате взрыва одной из бомб.

Оккупация Петергофа длилась с вечера 23 сентября 1941 года до конца января 1944 года, когда город и весь ансамбль находились под контролем врага. Боевые действия на территории парка привели к разрушению безценной архитектуры. В первые дни оккупации сгорел главный объект комплекса — Большой дворец, который встретил освободителей в 1944 году лишь как обгоревшая руина без крыши, межэтажных перекрытий и внутреннего убранства. Ущерб многим другим дворцам и всему ландшафту был различным: от разрушений в результате боевых действий до методичного разграбления нацистами и беспорядочного вандализма, последствия которого долго оставались на виду.

Эвакуация музейных ценностей проходила в трудных условиях, с нехваткой рабочей силы, транспорта и упаковочных материалов. Директор Петергофа, Мартин Ребанэ, вспоминает, как удалось отправить десять вагонов с ценностями в Сарапул и Новосибирск. Процесс сопровождался созданием описей и сопроводительной документации. После освобождения Петергофа его утраченные сокровища постепенно возвращались в восстановленные залы. Многое удалось спасти.

Из Большого дворца вывезли значительную долю живописного убранства, фарфоровые изделия и люстры. Мы были обязаны сохранить ключевые экспонаты, чтобы восстановление залов могло иметь смысл. Картинный зал дворца по-прежнему хранит 368 портретов работы Пьетро Ротари, покрывающих стены. Удалось также сохранить мраморную скульптуру парка, зарытую музейщиками в тайниках, которые помогли ей пережить войну. Бронзовая скульптура Большого каскада осталась нетронутой, несмотря на блокаду.

Все объекты ансамбля пострадали в той или иной степени, особенно Нижний парк. Дубовая обшивка стен Монплезира была уничтожена, а петровские изразцы разбиты; со второго этажа павильона Эрмитаж вели обстрелы по Кронштадту. Тысячи старых деревьев были срублены, водоводы разрушены, а территория парков оказалась заминированной. В то же время меньше всего пострадали объекты парка Александрия, так как в Фермерском дворце располагался нацистский штаб, а в Коттедже — госпиталь. Когда советские войска освободили Петергоф, он выглядел ужасающе.

Восстановление ансамбля началось с разминирования и первичной очистки территории — уже в мае 1945 года парк снова стал доступен для посетителей. Главным приоритетом было как можно скорее вновь запустить фонтаны. После восстановления основных элементов водопроводной системы первые фонтаны центральной части заработали в 1946 году, а скульптура “Самсон”, созданная скульптором Василием Симоновым, была возвращена на своё место в 1947. Замедленно шло восстановление зданий — реставраторы искали среди завалов сохранившиеся элементы отделки, которые могли бы послужить моделью для восстановления. Первые залы Большого дворца открылись для посетителей в 1964 году.

Для тех, кто интересуется темой Великой Отечественной войны, мы приглашаем в наш паблик, где рассказывается о подвигах и героях Советского Союза. Подписывайтесь, чтобы не упустить сведения о Героях СССР.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *