**Первый русский модельер: история Надежды Ламановой**
Надежда Ламанова, безусловно, занимает особое место в истории моды России. Она вела свою деятельность до 1917 года, создавая великолепные наряды для императрицы и богатых дам, а впоследствии стала одной из главных фигур советской моды. Ее можно смело назвать первой женщиной-дизайнером в России, чье имя стало синонимом высокого искусства в мире моды.
Ее вклад в развитие портновского искусства и дизайна был поистине значительным. Именно Ламанова впервые обозначила разницу между терминами «портной» и «модельер», выбрав путь, который позволил ей оставаться в стране после революции, когда многие ее коллеги покинули Россию. В 56 лет она решилась на новую жизнь, переориентировав свои усилия с создания нарядов для элиты на пошив одежды для широкой аудитории.
Надежда была born в 1861 году в семье обедневших дворян, а в начале 1880-х годов переехала в Москву, где прошла обучение на курсах кройки и шитья. Спустя некоторое время, трудившись закройщицей в модном доме мадам Войткевич в Петербурге, она заслужила доверие клиентов. Накопив средства, Надежда открыла собственное ателье в Москве в 1885 году, став его хозяйкой.
Ее талант и предпринимательская хватка быстро принесли ей популярность как среди аристократии, так и среди театральной богемы. В конце 1890-х годов она вышла замуж за юриста Андрея Каютова. У них не было детей, но Надежда стала не только модельером, но и опорой для многих своих учениц, которых называла «дочерьми».
С 1904 года Ламанова носила титул «Поставщика Двора Ее Императорского Величества». Многие ее наряды сейчас можно увидеть в крупнейших музеях, включая Государственный Эрмитаж. Интересный факт: Ламанова почти не делала эскизов, полагаясь на свои ощущения и «метод наколки» — создавала модели прямо на фигурах клиенток. Аристократки охотно шли на многочасовые примерки, не обращая внимания на строгий подход модельера.
Знакомство с богемой в начале 1900-х расширило её клиентскую базу. Работая с художественным театром, Надежда начала сотрудничество с Московским Художественным Театром по приглашению Станиславского, что стало поворотным моментом в ее карьере. Несмотря на критику со стороны «высшего общества», она продолжала создавать костюмы для театра, активно участвуя в различных постановках, среди которых “Вишневый Сад”.
Её мастерская разрасталась до 300 рукодельниц, а доходы превышали 300 тысяч рублей в год. Среди ее друзей были выдающиеся личности, такие как Пол Пуаре, который проводил в ее доме лекции о моде. Ламанова также сотрудничала с Леоном Бакстом, создавая уникальные модели для театра и балета, известные на уровне мирового искусства.
1917 год стал роковым для Надежды: революция обрушила ее привычный мир. Дом, где находилась ее мастерская, был национализирован, однако пара не покинула Россию, предпочтя остаться. Ламанова писала, что революция изменила ее имущественное положение, но не её жизненные принципы, открыв новые возможности для реализации своей идеи о моде.
Несмотря на аресты и преследования, Надежда не теряла веру в себя. В 1922 году она приняла участие в создании программы советского моделирования, а ее работы на международной выставке в Париже принесли ей международное признание. Её модели, выполненные в стиле «A-La Russe», были тепло встречены публикой.
Ламанова продолжала завоевывать театр, создавая костюмы для знаковых постановок и фильмов, таких как «Александр Невский». Она работала с театрами на протяжении почти 30 лет, пока не ушла из жизни в 1941 году. После неё осталось множество воспоминаний, статей и интервью, подтверждающих её значимость как модельера и художественного деятеля.
Сегодня работы Надежды Ламановой хранятся в Государственном Эрмитаже, музеях в Нью-Йорке и частных коллекциях, но её имя все еще остается незаслуженно забытым для широкой публики. Часть её наследия была отмечена мемориальной доской, установленной в 2022 году, тем самым вернув её талантливую личность в очередной раз в историю России.
Если хотите узнать больше интересных фактов о российской истории, обязательно подписывайтесь на наш паблик!
Добавить комментарий