Одна из самых трогательных страниц жизни Владимира Маяковского развернулась в Париже, когда он влюбился в Татьяну Яковлеву……

Одна из самых трогательных страниц жизни Владимира Маяковского развернулась в Париже, когда он влюбился в Татьяну Яковлеву…

Эта русская эмигрантка, обладавшая утонченной красотой и воспитанная на произведениях Пушкина и Тютчева, оказалась равнодушна к его стихам. Она не воспринимала его «рубленые» и «рваные» строки, полные страсти, несмотря на его статус «ледокола» поэзии из Советского Союза. Маяковский, с его ярким и неистовым характером, напугал ее своей безудержной страстью. Она не была тронутой его преданностью и не впечатлялась его славой. Сердце Татьяны оставалось закрытым, и вскоре Маяковский покинул Париж, оставшись в одиночестве.

Татьяне остались только цветы. Все свои гонорары, полученные от выступлений в Париже, поэт положил на счет известной цветочной компании с единственным инструктажем: несколько раз в неделю, независимо от сезона, ему следовало отправлять Татьяне букеты самых красивых и редких цветов — гортензий, пармских фиалок, черных тюльпанов, чайных роз, орхидей, астр и хризантем. Компания строго следовала его указаниям — и ее двери регулярно открывались для посыльных, приносивших букеты с неизменной фразой: «От Маяковского».

Когда поэт покинул этот мир в 1930 году, это известие ударило ее, словно гром среди ясного неба. Татьяна привыкла к его присутствию в своей жизни, к его регулярным подаркам, которые наполняли ее дни яркими красками. Теперь ей предстояло жить без этого безумного обожания, затерянного среди цветов. Однако в распорядке, оставленном поэтом цветочной компании, не было ни слова о его смерти. На следующий день вновь появился посыльный с привычным букетом и теми же словами: «От Маяковского».

Цветы продолжали приходить даже в 1930 и в 1940 годах, когда память о поэте уже могла затмиться. В годы Второй Мировой войны, когда Париж был оккупирован немцами, Татьяна, чтобы выжить, продавала эти роскошные букеты на бульваре. Каждая цветочная композиция как бы пересказывала слова любви, которые на протяжении нескольких лет спасали ее от голодной смерти.

Со временем Париж был освобожден союзными войсками, и вместе со всеми Татьяна радовалась, когда русские вошли в Берлин — а букеты продолжали приходить.

Правда ли это или же красивый вымысел?

В конце 1970-х годов советский инженер Аркадий Рывлин, услышав эту историю от матери, мечтал посетить Париж. Татьяна Яковлева, все еще живая, охотно приняла его. Они долго беседовали за чаем и пирожными, и в этом уюти были повсюду цветы — как напоминание о легенде. Аркадий, однако, чувствовал себя неловко, расспрашивая ее о любви и цветах, но в какой-то момент не смог удержаться. Правда ли, что цветы от Маяковского спасали ее во время войны? Не сказка ли это? Возможно ли, чтобы на протяжении многих лет…

«Пейте чай, — ответила Татьяна, — вы ведь никуда не торопитесь?» В этот момент в дверь позвонили… За порогом стоял посыльный с невероятным букетом золотых японских хризантем, и его голос произнес: «От Маяковского».

На самом деле, однако, это почти полностью вымышленная история. Да, Маяковский действительно встретил Татьяну Яковлеву в Париже в 1928 году и влюбился в нее, мечтая о ее возвращении в Москву — что, впрочем, было мало вероятно: всего за пару лет до этого ее с трудом вытянули из советской России из-за туберкулеза. Маяковский, однако, не отпускал фантазий. Позже он писал ей о своей стране: «У нас сейчас лучше, чем когда-либо. Таник! Ты способнейшая девушка. Стань инженером».

3 декабря 1928 года он покинул Париж. Как отмечает его биограф Бенгт Янгфельдт, поэт оставил у флориста заказ на букеты, которые нужно было доставлять Татьяне каждое воскресное утро, пока он не вернется. К каждому букету прилагалась визитная карточка со стихами и рисунками.

Сама Татьяна, рассказывая эту историю, опровергала, что речь шла о розах — ей присылали хризантемы: «Он уехал в Москву на несколько месяцев, и все это время я получала по воскресеньям цветы». Вот и все, что имелось — никаких долгих лет и постоянных доставок. По правде, всего несколькими месяцами позже (Маяковский вернулся в Париж 22 февраля 1929 года) все закончилось.

Татьяна иногда вспоминала о своих «запасных» поклонниках. Одним из них был виконт Бертран дю Плесси, с которым она вышла замуж в 1929 году, когда Маяковский еще был жив. И хотя она утверждала позже, что не любила его, брак с ним стал для нее попыткой уйти от своей любви к поэту.

Миф о том, что во время войны Татьяна продавала цветы на бульварах и поэтому выжила, полностью неверен, так как в это время ее в Париже не было. В начале 40-х она вышла замуж за художника Алекса Либермана и покинула Европу, сбежав на яхте в Америку, где стала успешной светской дамой. В конце концов, она прожила свою жизнь в Соединенных Штатах и скончалась в роскошном имении в Коннектикуте.

Откуда же возникла эта романтическая история о цветах? Возможно, сама идея стала результатом поэтической натуры Маяковского, который действительно был щедр на проявления чувств. Его фантазии, как показали истории его других любовных связей, были всегда более чем просто мимолетными: он уделял своим возлюбленным не одну страничку с цветами, а целую россыпь эмоций и чувств, словно ковала их в букеты.

Так, эта мелодраматическая история, которая обрастала все новыми деталями, продолжает жить в слухах и среде культурных мифов, переходя от одного поколения к другому — даже если бы сама Татьяна предпочла оставить в прошлом то, что связывало ее с поэтом. В нашем новом паблике мы делимся поэзией, рассказами о писателях, их историями и их миром — чтобы сохранить память о том, что трогает душу и вдохновляет сердца!


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *