Николай I и Александр Пушкин: парадокс необычного содружества
Николай I и Александр Пушкин: парадокс необычного содружества
Эти две фигуры казались будто персонажами различных историй, случайно встретившимися в одном пространстве. Николай I, император, ставивший стабильность и порядок на первое место, и Александр Пушкин, поэт, жизнь которого была полна страстей и динамизма. Их знакомство произошло в 1826 году и напоминало бы сцену из театра абсурда: поэт, находящийся в ссылке, и монарх, недавно расправившийся с мятежом. Но судьба свела их так, что даже спустя два века их взаимодействие остаётся загадкой.
Всё началось с письма. Пушкин, находясь в Михайловском, обратился к Николаю с просьбой о помиловании. Ответ был щедрым и неожиданным: «Ваша ссылка окончена. Я жду вас в Москве». Их встреча во дворце напоминала поединок вежливостей: Николай, зная о пристрастиях поэта к декабристам, поинтересовался: «Что бы вы сделали, если бы 14 декабря были в Петербурге?» Пушкин, не колеблясь, ответил: «Стоял бы с друзьями». Император оценил смелость ответившего. Так началась их странная симфония, комбинация власти и вольнодушия.
Николай стал персональным цензором поэта. Для одних это выглядело как удавка, сжатая на творчество, другие же воспринимали это как защиту от чиновничьей цензуры. Император предоставил Пушкину доступ к архивам, особое доверие оказав ему в работе над «Историей Петра». Поэт, в свою очередь, пообещал избегать тайных обществ, однако продолжал создавать язвительные эпиграммы. Их отношения балансировали на грани игры: Николай то награждал Пушкина, то ставил его в неловкие ситуации. Например, в 1833 году, когда наградил 34-летнего поэта чином камер-юнкера — долгая и недоступная должность для юных придворных. «Теперь я буду смешон даже лакеям», — горько пошутил Пушкин.
Но за этими кажущимися столкновениями скрывалось нечто большее. Николай, презирая «крамолу», видел в поэте отражение своей эпохи, как будто его следовало защитить вблизи трона. Пушкин же, критикуя монархию, надеялся, что император способен стать агентом изменений. Переписка между ними перед смертью поэта выявила странную близость: император прощал дуэль, которую сам же запретил, а Пушкин, предчувствуя свой конец, говорил: «Скажите царю, что мне жаль уходить. Ему бы ещё послужить».
После судьбоносного выстрела Дантеса Николай сдержал своё слово: он погасил долги поэта, обеспечил его семью и устроил детей в пажей. В этом шаге заключалась не только доброта. Император, по своему обычаю, пытался «исправить» исторические события, превращая бунтаря в лояльного подданного. К сожалению, Пушкин уже оставил этот мир, ушедший в вечность, где его стихи оказались могущественнее любых указов.
P.S. Кажется, их связывала некоей тайной декларацией: царь предоставлял поэту свободу творить, а поэт, в свою очередь, со своей стороны, оправдывал надежды на «просвещённую Россию». Но, как и всё в этой загадочной истории, это остаётся всего лишь предположением. Даже спустя века их диалог продолжает пролегать сквозь строки указов и стихов.
Приглашаем вас подписаться на наш новый паблик, где каждый день делимся интересными записями из личных дневников известных людей — «Жизнь в дневниках».
Добавить комментарий