**Неистовые дамы: Как женщины боролись за равноправие с мужчинами**

**Неистовые дамы: Как женщины боролись за равноправие с мужчинами** Если бы суфражисткам, благодаря которым мир получил Международный женский день, сказали, что через столетие женщины будут встречать 8 Марта в салонах красоты, принимая подарки от мужчин, их реакция могла бы быть весьма эмоциональной. Это было бы трудно представить даже для революционерки Клары Цеткин, инициировавшей праздник, ставший ежегодным событием. История борьбы за права женщин начинается 8 марта 1857 года, когда группа из нескольких сотен швеей и работниц обувной промышленности в Нью-Йорке устроила «марш пустых кастрюль». Они требовали сокращения рабочего дня с 16 до 10 часов, равной оплаты труда и избирательного права. В то время эти требования многие считали неуместными и безосновательными, но именно они стали основой для дальнейшей борьбы. Следом за американками к делу подключились британские женщины, среди которых были хорошо образованные и состоятельные леди. Миссис Милисент Фоусетт, например, в 1897 году основала «Национальный союз за избирательные права женщин». Она призывала мужчин задуматься: как может хозяйка поместья управлять множеством слуг, когда сама не имеет права голоса на выборах? Эта логика, к сожалению, не смогла убедить парламент, который продолжал считать женщин неспособными к политике. Несмотря на сопротивление, женщины не собирались мириться с недостатком прав и начали активные действия. В их ряды присоединились радикально настроенные дамы, которые приняли на себя имя «милитантки». Они провели множество акций — в том числе, штурмовали заседания парламента с плакатами, призывающими к праву голоса для женщин. Их арестовывали, но это только увеличивало шум вокруг их деятельности. Атмосфера накалялась — торговли и магазины подвергались их протестам, они даже поджигали соборы. Словом, милитантные методы суфражисток стали причиной настоящих беспорядков. Пресса не оставляла без внимания такие события, концентрируя на них общественность и рисуя карикатуры на “экцентричных” дам, которые боролись за равные права. Важно отметить, что многих из них арестовывали, но они использовали голодовки как форму протеста, что только увеличивало инфопоток вокруг их борьбы. Так, тюремная администрация часто прибегала к насильственному кормлению, что вызывало общественное осуждение и считалось нарушением прав человека. В конце концов, была придумана практика «кошки-мышки», при которой женщин выпускали на некоторое время, чтобы дать им возможность восстановить силы, прежде чем снова арестовывать их. Ситуация изменилась, когда 8 июня 1913 года Эмили Уайлдинг Дэвидсон бросилась под копыта королевского коня на дерби, тем самым став первой «мученицей» движения. Однако вместо ожидаемого отклика мужская половина общества лишь укрепила свои убеждения о том, что женщины не способны на политические действия. В то время как в Великобритании шло настоящее сражение за права женщин, в Германии Жозефина Эйснер, мать Клары Цеткин, поддерживала идеалы феминизма, хотя сама не была радикальной правозащитницей. Тем не менее, ее дочь, ставшая известной как Клара Цеткин, сделала заметный вклад в социалистическое движение, активно выступая за права женщин. Клара, после трагической гибели своего первого мужа, продолжила свою карьеру, став редактором социалистической газеты и добившись уважения среди социал-демократов. Она сама много анализировала вопросы феминизма и работала над улучшением жизни женщин. Кульминацией ее усилий стало предложение учредить международный женский день, который впоследствии стал объединять женщин в борьбе за свои права. Первоначально даты отмечались по-разному, но в конечном итоге 8 марта стало общепринятой. Интересно, что 8 марта 1917 года в Петрограде женщины вышли на митинги, что стало катализатором Февральской революции. Такой же дух борьбы был явлен и в Германии, где коммунисты подняли восстание в 1918 году, которое закончилось трагически для революционерки Розы Люксембург. Клара продолжала активную деятельность вплоть до своей смерти. Она успела стать депутатом рейхстага, дожила до признания женского избирательного права в Германии и стала символом борьбы за права женщин. Умерла Клара Цеткин в России, где ее похоронили у Кремлевской стены. 8 марта, предложенный ею как день борьбы за права женщин, превратился в праздник, который по сей день отмечается в странах бывшего Советского Союза, но без политической значимости, в отличие от его исторического контекста.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *