Неизвестный художник, Портрет Преображенской серии.
Портрет И.А.Щепотева (Конец XVII – начало XVIII века)
На портрете с подписью «IВАНЪ ЩЕПОТЕВЪ» персонаж помещен в трехчетвертном развороте, взгляд направлен вправо. Изображение вписано в овал. Перед нами поясное изображение портретируемого. Художник, следующий традициям школы Оружейной палаты, неплохо передает характер своего персонажа.
Стоит отметить, довольно реалистичную манеру в подаче лица и отсутствие приукрашивания персонажа. По данным сопроводительной аннотации к портрету ГТГ, перед нами стряпчий, ближайший сподвижник Петра I. Портретируемый одет в краснавато-коричневый кафтан. Судя по наличию бороды у персонажа, можно сделать вывод, что портрет относится к первому циклу «Преображенской серии», т.е. выполнен до Петровского указа «брить бороду на европейский манер».
Среди живописных недоработок портрета «Преображенской серии» хорошо заметно неумение показать глубину пространства, моделировать объемность формы, а также отсутствие анатомической правильности в изображении человеческого тела и затруднение в решении светотеневой задачи.
«Преображенская серия» – попытка оторваться от протопортретной ситуации в форме парсуны и перейти к решению портретных задач. Поражает воображение, насколько много русским художникам нужно будет освоить, какой невероятный рывок сделать в совершенствовании своего мастерства, чтобы от «Преображенской серии» последнего десятилетия XVII века прийти к никитинскому портрету наподобие портрета цесаревны Анны Петровны (1716 г.). Такой качественный подъем лишь за двадцать лет!
Приглашаем в наш паблик, где мы каждый день рассказываем интересные факты и истории из прошлого России История Российской империи
Добавить комментарий