**”Морковники”: Особенности женитьбы на Руси**
В русской традиции сложился интересный взгляд на брак, особенно в отношении мужчин и их выбора невест. Обычно молодые люди стремились к тому, чтобы найти себе избранницу младшего возраста. Однако жизнь иногда вносила свои коррективы, и многие мужчины отворачивались от юных барышень, выбирая женщин постарше, порой даже после 20 лет.
Если женщине исполнилось 25, ее уже могли называть старой девой, в то время как мужчины имели более широкие рамки для вступления в брак. Этнограф Михаил Рабинович в своем исследовании упоминает, что согласно Соборному уложению 1649 года, девушек следовало выдать замуж до достижения 15 лет. Однако к середине XIX века стандарты начали меняться, и старой девой считалась женщина после 25. На неженатых мужчин, достигших 30-летнего возраста, также смотрели с осуждением, и им было трудно рассчитывать на внимание молодых девушек. Часто таким мужчинам приходилось свататься к тем, кого не воспринимали всерьез из-за их возраста.
Не всегда причиной затяжного холостяцкого существования было отсутствие попыток. Часто молодые люди просто страдали от стеснительности, которая мешала им сделать шаг к поиску спутницы жизни. Если за мужчиной не числилось серьезных физический недостатков, его холостяцкая жизнь могла быть объяснена другими факторами, такими как, например, отсутствие мужской силы, что в сельской среде с легкостью могло превратиться в слухи и домыслы. Мужчин, которых подозревали в таком, называли “морковниками”. Русская морковь на протяжении веков являлась символом мужской силы и стойкости, и эта ассоциация с пирожками, в которых начинка скрыта под тестом, придавала терминологии дополнительную уничижительность. Следует отметить, что шансы “морковника” повышались, если невеста имела плохую репутацию или страдала от болезней.
Вдовы также оказывались в затруднительной ситуации. После утраты супруги их обвиняли в смерти жены, и молодые дамы не спешили принимать на себя ответственность за чужую семью. В то же время дамы, долгие годы ожидающие своего счастья, оказывались готовы хотя бы раз попробовать изменить свою судьбу, чтобы избежать общественного осуждения.
Мужчин, которые затягивали с женитьбой, даже после потери первой жены, нередко называли “обабками”, а сами по себе они превращались в отчуждённые существа на фоне других, более смелых претендентов. Параллели проводились и с грибами — подберезовиками, которые реже становились желанными за счет своих качеств.
Причиной затяжных холостяцких лет нередко становилась бедность. Традиционно молодая семья ожидала, что муж возьмет на себя бремя обеспечения. Бедные мужчины, не обладая ни имением, ни состоянием, не могли рассчитывать на очередь из невест. Этим самым, они вынуждены были искать счастья с уже состоявшимися в жизни дамами, готовыми приютить мужчину в родительском доме.
Интересно, что в некоторых регионах таких немолодых женихов нарекали “воробьями”, намекая на их галантные, но в то же время не слишком уверенные усилия стать хозяевами своих семей. Если же мужчина уезжал в дом жены из-за отсутствия у её отца сыновей, его именовали “дворовиком”.
Эти примеры иллюстрируют, как общественные нормы формировали поведение и выборы людей в вопросах брака и отношений, оставляя глубокий след в культуре и традициях Руси.
Добавить комментарий