Михаил Андроников стал одной из самых ярких фигур в высшем обществе Санкт-Петербурга начала XX века, его репутация практически базировалась на сборе светских слухов и сплетен. Обладая обширными связями, он не смог избежать последствий революции.
Хотя его личность не получила широкого признания в истории наряду с другими выдающимися современниками, князь Феликс Юсупов называл Андроникова «главным подонком и извращенцем Петербурга». Он действительно был авантюристом, к тому же неординарным.
Андроников родился в Тифлисе в семье князя Михаила Андроникова из рода Андроникашвили, а его фамилия со временем была адаптирована к русской традиции. Он учился в Пажеском корпусе, где, по всей видимости, именно там он начал приближаться к детям высокопоставленных особ, связанных с императорской семьей. Граф Игнатьев, с которым учился Андроников, в своих мемуарах характеризует его как «подлинного неуча» и «тупицу», не удивляясь тому, что Мишу часто наказывали за его «извращенную безнравственность». Впоследствии его отчислили из корпуса, и причины этого могли быть самыми разными — от воровства до гомосексуализма.
Современники описывали князя как «маленького и кругленького человека с розовым лицом, тонким голосом и неизменным портфелем, забитым старыми газетами». Тем не менее, он имел доступ к светским мероприятиям, поскольку славился своими знаниями о сплетнях высокопарных кругов. Без современных технологий Андроников умудрялся собирать информацию благодаря собственной хитрости. Например, он мог пригласить курьеров на обед и выяснить детали их поручений, после чего оповещал людей о новых должностях.
Его часто называли «грузинским Хлестаковым» за умение пускать пыль в глаза. Андроников приписывал себе связи с графом Шервашидзе и любил рассказывать пикантные истории о Романовых, вызывая тем самым доверие окружающих. Он имел статус камер-юнкера и титулярного советника и работал в Синоде.
Чтобы расширить свои связи, князь не скупился на подарки. Например, он снабжал частный госпиталь Анны Вырубовой, лучшей подруги императрицы Александры Федоровны, необходимыми предметами и угощениями. Также он проявлял щедрость к другим высокопоставленным лицам, что помогало ему получать доступ к информации и доверие влиятельных людей.
Несмотря на его 44 года жизни (1875-1919), Андроников проявлял себя как типичный приспособленец, стремящийся только к своей выгоде. Алексей Путилов, председатель Русско-Азиатского банка и знакомый князя, отмечал, как легко Андроников усваивал как консервативные, так и либеральные идеи, копируя чужие мнения будто бы бездумно.
По словам Путилова, Андроников обладал общительным характером и делал все возможное, чтобы быть в курсе слухов из высших кругов, в то время как сам делился своей информацией. Его тесные связи с Григорием Распутиным принесли ему определенную известность, хотя тот использовал его в основном как шутку.
Андроников также имел дело со спецслужбами и использовал полученные средства для издания газеты «Голос России». Он, хоть и считал себя монархистом, был обвинен в шпионаже в пользу Германии и лишен возможности жить в Петербурге и Москве, после чего временно обосновался в Рязани. Однако вскоре вернулся в Москву и был арестован. В течение нескольких месяцев он провел в Петропавловской крепости.
После Октябрьской революции, Андроников сумел получить должность начальника Кронштадтской ЧК и занимался сбором взяток, пока не был пойман и расстрелян за шпионаж. Существует много слухов о его неоднозначных знакомствах, в том числе — о его сексуальной ориентации. Например, министр внутренних дел Иван Горемыкин жаловался на его настойчивость.
Интересно, что Андроников выстраивал свой имидж приближенного ко двору, используя купленный самовар с императорскими коронами, что добавляло ему веса в глазах окружающих. В результате, историческая фигура Андроникова остаётся загадочной: несмотря на его публичность, выжила лишь одна фотография, тогда как подробности о его жизни и работе в правительственных кругах остались малоизвестными.
Сейчас в Санкт-Петербурге местоположение его квартиры можно увидеть на набережной Фонтанки, где он проводил время среди влиятельных людей. Ваша жизнь может пересекаться с историей — присоединяйтесь к сообществу, где мы делимся увлекательными рассказами о судьбах обычных людей.
Добавить комментарий