«Лицо усталое, волосы окрашенные, а в пронизывающих взглядах — нахальство».

«Лицо усталое, волосы окрашенные, а в пронизывающих взглядах — нахальство».

Такое описание оставила о Лиле Брик поэтесса Анна Ахматова.

С другой стороны, известный французский модельер Ив Сен-Лоран однажды заявил, что за всю свою жизнь он встретил лишь трех подлинно элегантных женщин: Марлен Дитрих, Катрин Денев и Лилию Брик. Их первая встреча состоялась, когда Лиле было уже 85 лет. Эта встреча произошла в аэропорту Шереметьево, когда Ив ожидал пересадку на рейс в Париж, а Лиля направлялась в гости к сестре Эльзе по случаю своего 85-летия. Сен-Лоран был очарован личностью Брик, и все время, пока они летели в Париж, он обращал внимание только на нее.

Несмотря на свой возраст, Лиля Юрьевна снова окунулась в мир светской жизни столицы Франции благодаря Иву. Вместе они посещали галереи искусства, обсуждали картины и, конечно же, модные тенденции. Брик была настоящим знатоком моды и уделяла особое внимание своему стилю.

К ее 85-летию Сен-Лоран с любовью создал для нее уникальное платье, которое позже стало выставляться в Музее моды Ива Сен-Лорана на улице Риволи. Кутюрье был глубоко опечален, когда узнал о смерти Лили Юрьевны. Однажды, находясь в Москве, он пришел в ее квартиру и провел там значительное время. Сен-Лоран объяснял эту дружбу так: «Она никогда не использовала банальные фразы, у нее всегда была своя точка зрения. Я мог говорить с ней откровенно о любом».

Напротив, Анна Ахматова испытывала неприязнь к Брик, подчеркивая ее мелочность и отсутствие высоты души.

Известный любовный треугольник, в котором фигурировали Лиля, Осип Мандельштам и Владимир Маяковский, стал достоянием общественности, однако у Ахматовой также был свой треугольник, где она не занимала позицию первой женщины, а выступала в роли жены любовника…

«Ее зрачки плавно переходят в ресницы, а глаза полны волнения; у нее торжественный взгляд, а на лице с ярко накрашенными губами и темными веками ощущается сладкое нахальство. Она молчит, в ней как будто сливаются самоуверенность, оставленная мужем, и разные недомогания, принесенные Маяковским. Но эта «самая обаятельная женщина» способна понимать человеческую и чувственную любовь. Ее спасает сила любви и ее требования», — так описывал Брик человек, который стал объектом любви Ахматовой.

Николай Пунин, историк искусства и критик, имел краткие отношения с Лилей. Их роман развивался в 1923 году параллельно с его отношениями с Анной Ахматовой. По его воспоминаниям, Лиля была настойчива, и они провели множество вечеров вместе. Но когда он откровенно признался, что испытывает только физическое влечение, Брик предложила больше не встречаться.

«Наша короткая встреча оставила у меня сладкую, спокойную грусть, как будто я пожертвовал любимой вещью ради сохранения нелюбимой жизни. Я не сожалею, не плачу, но Лиля Б. остается живым воспоминанием в моей жизни. Если бы мы встретились десять лет назад, наш роман мог бы быть долгим и напряженным, но я уже не могу любить с той же нежностью, как люблю свою жену», — записывал он в своих дневниках.

Отношения с Ахматовой затянулись на 15 лет. Она жила с Николаем, деля его с его законной женой Анной Аренс, одной из первых женщин-врачей в России. Аренс, которая оставалась единственной законной женой Пунина, вела домашние дела. Она терпела страдания в этом союзе, но на развод не соглашалась. Кроме того, именно Аренс фактически обеспечивала семью, поскольку у Пунина возникали трудности, а Ахматова не печаталась.

Этот период в жизни Ахматовой стал одним из самых непростых. Она почти не писала стихотворений, живя в условиях зависимого положения, но не могла порвать связь с Пуниным. Поэтесса никак не могла справиться с бытовыми трудностями и домашними обязанностями. Пунин нуждался в ее помощи в работе и восхищении. Их отношения продлились до 1938 года, когда взаимные обиды превратили все в разрыв. Ахматова всегда чувствовала отсутствие поддержки от Пунина, тогда как он относился к ней как к «поэту царскосельского значения».

Удивительно, но после расставания Ахматова вновь обрела вдохновение и начала писать. Пунин был арестован в auguste 1949 года и погиб в концлагере от сердечного приступа. Прощальные стихи Ахматова звучали так:

«И сердце не откликнется на мой голос,
Все завершено. И песнь моя уходит
В пустую ночь, где больше нет тебя».

Таким образом, обе женщины приобрели репутацию роковых. Однако, в то время как страдания Ахматовой превратились в литературные шедевры, Лиля Брик извлекла выгоду из поэзии Маяковского, обеспечив ему финансовый успех. Благодаря ей его тиражи возросли, он без труда получал загранвизы и выступал за границей, зарабатывая хорошие деньги. Можно сказать, что чары несли свои дивиденды.

Тем не менее, ненависть Ахматовой к Лиле Брик оставалась неизменной. Она долго и с презрением называла ее дом «салоном». Вероятно, причина такого отношения заключалась в том, что обе женщины оказались вовлечены в любовный треугольник, но в их случаях их роли были различны: Ахматова была «второй», а Брик — первой. А может быть, Анна не могла простить Лиле того, что когда-то она вызвала страсть в Николае Пунине…

Приглашаем вас в наш новый паблик, где ежедневно публикуются проникающие стихи и проза, а также интересные истории из жизни поэтов и писателей. Подписывайтесь, чтобы не упустить Поэзию души!


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *