Когда лодка перевернулась, его резко рванули за ноги в глубину. За что хотели утопить советского контрразведчика?
Он был в числе первых контрразведчиков Советского Союза, кто убедился – западные разведки готовы добиваться своего любыми методами. К концу декабря 1945 года начальника отдела СМЕРШа 47 стрелковой дивизии Александра Ивановича Матвеева отправили в южно-германский город Тюбинген.
Там работала советская миссия по возвращению (репатриации) советских граждан на Родину. Вокруг неё «вилось» множество иностранных разведок, пытавшихся разными способами вербовать людей и «проталкивать» своих агентов к переправке в СССР.
Здесь Матвеев для всех стал Николаем Фёдоровичем Смирновым. Однажды ему позвонил неизвестный и сказал, что хотел бы передать важную для Советского Союза информацию. Предлагал встретиться в парке. Это был явный провокатор и Матвеев даже не стал слушать до конца.
Назавтра упорный звонивший появился у него на приёме. Назвался Клаусом Финке. Согласно его истории, с учёными-физиками сидел вместе в концлагере во Франции. Они работают и сейчас, но серьёзные научные наработки хотели бы передать именно в Советский Союз. А он, Финке, всего лишь их представитель. Далее рассказал, что у него есть перечень материалов и товарищ из СССР может убедиться, что это ценные данные.
По манере поведения и рассказа опытный Матвеев чувствовал, что это провокатор. Чекист решил, используя фактор неожиданности, обыскать пришедшего. Он потребовал предъявить документ. А когда посетитель полез за ним в карман, быстро придвинул к себе его сумку. Пришедший оказался капитаном Вольфом из криминальной полиции. Нашлось и ещё несколько бумаг, подтверждающих этот факт.
Когда Матвеев забрал у посетителя оружие, тот окончательно испугался и поведал всё, лишь бы история не вышла за пределы кабинета, где они беседовали. Его завербовали агенты французской разведки (в т. ч. прозвучало имя «Рой»), которые и организовали провокацию.
Русский слишком активно работал по выявлению их сетей и следовало его отправить обратно в Союз. От Вольфа требовалось выманить «Смирнова» на встречу в парк. Дальнейшее было делом техники – «повязать» советского разведчика при передаче ему материалов дезинформации. Не вышло.
Тогда французы пошли на крайние меры в желании избавиться от надоедливого представителя Советов. Узнав о том, что русский заядлый рыбак, пригласили посидеть с удочками на озере Боден-Зее, где стояла их миссия. Тот самый Рой гарантировал отличный клёв. Понимая, что это может быть небезопасно, Александр Иванович всё же согласился в надежде узнать что-то новое в неформальной обстановке.
С утра четверо одетых в спортивные костюмы мужчин вышли к причалу. Загрузились в две надувные лодки, причём Рой сел в другую. Отговорился тем, что со «Смирновым» едет лучший их рыбак.
Дела шли отлично. Наш выловил уже 12 крупных рыб. Неожиданно из дна лодки забил настоящий фонтан, и она стала резко заполняться водой. Вскоре Матвеев уже барахтался в озере, пытаясь отплыть от накрывшего его сверху плавсредства.
Неожиданно снизу его сильно рванули за ноги в глубину. Александр Иванович резко согнулся вниз и на мгновение открыв глаза увидел человека в акваланге. Контрразведчик моментально вцепился в шланг и содрал с диверсанта маску.
Началась отчаянная драка под водой. Пытаясь вырваться, Матвеев почувствовал, что у него на боковине комбинезона есть нож. Уже задыхаясь, он стал наугад наносить удары. Пока не почувствовал, что хватка ослабла. Он буквально выскочил на поверхность.
И тут вдруг ему на помощь подплыл напарник из лодки. Матвеев успел почувствовать, что у того под костюмом лёгкий спасательный жилет. Он понял, что операция была хорошо подготовлена, и ему угрожала смертельная опасность…
В последующем Александр Иванович служил в основном на территории Советского Союза. Это были Горький, Подмосковье, Дальний Восток, снова Германия (только уже с повышением в должности). Когда в СССР появились Ракетные войска стратегического назначения, он организовывал службу их контрразведки. Потом тринадцать лет руководил всеми отделами КГБ по соединениям «ракетчиков». Успел поработать по направлениям таможни и внешней торговли.
Вышел в отставку в 1986 году. Последние годы жизни проживал в столице. В наградном активе профессионала контрразведки одиннадцать орденов, нагрудный знак «Почётный сотрудник госбезопасности», 16 медалей, иностранные награды. А также жизнь, полная опасных событий и невероятных дел, о которых можно было бы написать отдельную книгу. Парень, родившийся ещё до революции в деревне, прожил достойную жизнь.
Приглашаем в наш паблик, где мы каждый день публикуем фото и истории времен СССР. Подписывайтесь, чтобы не потерять Советская История
Добавить комментарий