Кирилл Лавров: актер, который мечтал о войне, покорил театр и остался верен одной любви
15 сентября 1925 года в Ленинграде появился на свет человек, судьба которого была отмечена не только яркими ролями в театре и кино, но и удивительными жизненными историями. Народный артист СССР Кирилл Лавров, чья карьера охватила десятилетия, был примером не только таланта, но и человеческой порядочности. Его мечты, победы и личные трагедии до сих пор вызывают восхищение.
Кирилл Лавров родился в актерской семье. Его отец, Юрий Сергеевич, уже тогда был известным артистом, а мать, Ольга Ивановна, играла на сцене Большого драматического театра. Однако семейная идиллия продолжалась недолго: родители расстались, когда мальчику было всего пять лет. Несмотря на это, Кирилл всегда вспоминал детство с теплотой, особенно моменты, связанные с отцом. Именно он привел сына на съемочную площадку, где трехлетний Кирилл впервые появился в массовке фильма «Третья молодость». К сожалению, картина не сохранилась, но этот случай стал символичным началом его пути в искусстве.
Однако в юности Лавров мечтал совсем не о театре. Его увлекала военная служба, и, как он сам позже признавался, вместе с друзьями он буквально «бредил» армией. Когда началась Великая Отечественная война, 17-летний Кирилл, эвакуированный с семьей в Сибирь, рвался на фронт. Работая токарем на военном заводе, он неоднократно подавал заявления в военкомат, добиваясь отправки на передовую. Мечта сбылась лишь частично: его приняли в авиационное училище, где он обучался обслуживанию пикирующих бомбардировщиков. Служба на Курильских островах длилась пять лет, но к боевым действиям он так и не успел присоединиться.
После окончания войны Лавров планировал стать военным инженером, но судьба распорядилась иначе. Увлекшись театральной самодеятельностью, он понял, что сцена стала его настоящей страстью. Решение оставить армию и попытаться поступить в театральный вуз было смелым и противоречивым. Отец, уже тогда успешный актер, не верил в успех сына и прямо говорил, что в актерской профессии велик риск остаться невостребованным. Но Кирилл был непреклонен.
Не имея аттестата зрелости, он не смог поступить в Ленинградский театральный институт, но судьба вновь улыбнулась ему. Благодаря случайности, начинающий актер попал на встречу с художественным руководителем Киевского театра русской драмы Константином Хохловым. Тот разглядел талант Лаврова и предложил ему место в вспомогательном составе труппы. Так началась его профессиональная карьера.
Киев стал важной страницей в жизни Лаврова. Именно там он впервые заявил о себе как об актере, способном играть сложные драматические роли. Там же он встретил любовь всей своей жизни актрису Валентину Николаеву. Их история напоминала романтическую пьесу: чувства вспыхнули прямо на сцене, во время репетиций. Ради нее он разорвал отношения с другой женщиной, а спустя несколько лет супруги переехали в Ленинград, где Лавров стал частью легендарного Большого драматического театра.
Лаврову удалось стать одним из ведущих актеров БДТ, несмотря на то, что в труппе блистали такие звезды, как Евгений Лебедев, Сергей Юрский, Олег Борисов. Его роли в спектаклях Товстоногова от Молчалина до Городничего стали классикой. Режиссер говорил: «Я не представляю БДТ без Лаврова».
Кинематографическая карьера Лаврова началась с эпизодов, но уже в 1960-х он стал звездой экрана. Фильмы «Верьте мне, люди» и «Живые и мертвые» сделали его всесоюзно известным. Особенно запомнилась зрителям роль Ивана Синцова, военного корреспондента, в экранизации романа Константина Симонова. Сам писатель лично утвердил Лаврова на эту роль, и фильм стал одной из самых значимых работ актера.
Впоследствии Лавров неоднократно играл исторических персонажей, включая Владимира Ленина. Но, в отличие от многих актеров, он не стал «заложником» этой роли. Его герои всегда были многогранны и глубоки, будь то инженер Башкирцев в «Укрощении огня» или граф Карнеев в «Мой ласковый и нежный зверь».
Лавров не только блистал на сцене и экране, но и был символом человеческой порядочности. Он искренне помогал коллегам, защищал тех, кто оказался в трудной ситуации, и никогда не участвовал в интригах. В 1989 году, после смерти Товстоногова, он возглавил БДТ, хотя сам считал, что не готов к этой роли. В тяжелые 1990-е он сохранил коллектив, не допустив увольнений даже в самые трудные времена.
Его личная жизнь была столь же стабильной, как и его профессиональная карьера. С Валентиной Николаевой Лавров прожил почти 50 лет. После ее смерти в 2002 году актер тяжело переживал утрату, но продолжал работать, играя сложные роли даже в преклонном возрасте. Его последней знаковой работой стала роль Понтия Пилата в «Мастере и Маргарите» Владимира Бортко. На съемках он показал невероятную выдержку, работая по 18 часов в тяжелых доспехах под палящим солнцем.
Кирилл Лавров ушел из жизни 27 апреля 2007 года, пережив друга и коллегу Михаила Ульянова всего на месяц. Его последней волей было быть похороненным рядом с «любимой девочкой» супругой Валентиной. Так и случилось: народного артиста СССР проводили в последний путь тысячи людей. Для многих он остался воплощением эпохи, которая уже никогда не вернется.
Приглашаем в наш новый паблик о советском кино, где мы каждый день публикуем интересные статьи и видео. Подписывайтесь, чтобы не потерять – Наше любимое кино
Добавить комментарий