**Кем была вдохновлена Старуха Шапокляк из известного мультфильма и что означает её необычное имя**
Старуха Шапокляк стала одной из самых ярких и запоминающихся антагонисток в известных мультфильмах о крокодиле Гене и Чебурашке. Геройские подвиги Чебурашки и Гены часто сталкивались с её хулиганскими проделками, которые придавали сюжетам особую интригу. Созданная на основе произведений Эдуарда Успенского, эта героиня запомнилась своим вредным характером, хотя и не была лишена возможности измениться. Образ её был собирательным: черты характера были взяты у одного человека, внешность — у другого. Более того, исследователи полагают, что Шапокляк отражает определённый тип женщин, расцвет жизненного пути которых пришёлся на 1930-е годы.
### Тайна имени
Необычное имя героини — Шапокляк — стало её визитной карточкой. В мультфильме она запомнилась не только своими проделками, но и ярким образом. Важной частью её внешнего вида была элегантная шляпка с длинной булавкой, аксессуар, который пользовался популярностью в определённые эпохи. Само название «Шапокляк» связано с этим головным убором.
Дело в том, что шляпка, которую носила героиня, была сложенной разновидностью цилиндра. Этот вид головного убора, популярный в XIX веке, обладал элегантностью, но был крайне неудобен. Например, в театрах цилиндры приходилось снимать, и их громоздкость создавалась массу неудобств. Французский шляпник Антуан Жибюс в 1823 году решил эту проблему, вдохновившись складной морской треуголкой. Он создал цилиндр, который можно было сложить и разложить благодаря встроенной пружине. Для превращения шляпы в компактный аксессуар достаточно было хлопнуть по её верхушке. Характерный звук, который издавала шляпа при этом — «кляк», — стал частью её названия: «шапо» (шляпа) и «кляк». Так и старуха Шапокляк получила своё имя, которое напрямую связано с этим головным убором.
### Кто вдохновил на создание характера
Что касается характера героини, то здесь Эдуард Успенский черпал вдохновение из собственной жизни. В одном из интервью он признался, что прототипом для Шапокляк стала его первая жена Римма. Они познакомились в студенческие годы во время учёбы в авиационном институте. Однако финский писатель и биограф Ханну Мякеля утверждает, что черты характера Шапокляк Успенский позаимствовал у своей матери Натальи Алексеевны. Сам писатель не отрицал, что его мама была «довольно противной дамой», но всё же считал, что образ больше соответствует его первой супруге. Успенский даже признавался, что искал жену, похожую на свою мать.
Отношения с Риммой Успенской длились целых 18 лет, хотя, по словам писателя, этот брак нельзя было назвать счастливым. Их дочь Татьяна вспоминала, что родители постоянно ссорились. Несмотря на это, Успенский долго добивался руки Риммы, даже несмотря на её равнодушие к браку. Позже он признавался, что никогда не любил жену, называл её «строгой, вредной и противной» и удивлялся, как они смогли прожить вместе столько лет. Однако писатель также признавал, что в образе Шапокляк есть и его собственные черты. По словам Успенского, выяснение отношений и конфликты часто поднимали ему настроение, а к ссорам он был склонен не только с женами, но и с окружающими.
### Внешность героини: вдохновение из жизни
Облик старухи Шапокляк был создан художником Леонидом Шварцманом, который работал над визуальной частью мультфильма. При разработке образа он вдохновлялся внешностью своей тёщи Нины Францевны Домбровской. Домбровская была польской красавицей, известной в светских кругах начала XX века. Однако сложно было представить изящную и утончённую женщину в роли хулиганистого персонажа.
Шварцман изначально решил, что Шапокляк должна быть дамой немолодой, но с европейской внешностью, что соответствовало модным представлениям интеллигенции начала XX века. Вдохновляясь образом женщины, которой в 1930-е годы было около 30 лет, художник добавил героине детали, характерные для того времени: шляпку с булавкой, жабо, кружевные рюши. От своей тёщи он позаимствовал седую «гульку» на затылке. Однако, чтобы придать героине нужный комичный облик, художник сделал её подбородок вытянутым, нос — длинным, а общий облик — карикатурным.
Таким образом, несмотря на то, что внешние детали были позаимствованы у Нины Францевны, её утончённая и интеллигентная натура совсем не сочеталась с образом Шапокляк. Домбровская была высокообразованной дамой, преподавала иностранные языки, среди её учеников был даже Василий Сталин, сын Иосифа Виссарионовича. Шварцман, который обожал свою жену Татьяну и её мать, никогда не ставил цель буквально копировать тёщу для создания вредной старушки.
### Итог
Так сложился парадоксальный образ старухи Шапокляк: её имя связано с изящным и элегантным головным убором, характер — с личной историей Эдуарда Успенского, а внешность — с образом польской красавицы начала XX века. Этот собирательный образ стал культовым, и героиня до сих пор остаётся одной из самых узнаваемых и харизматичных персонажей советской анимации.
Добавить комментарий