Как проходит земная слава. Любовь маршала Малиновского.

Как проходит земная слава. Любовь маршала Малиновского.

Маршал Родион Яковлевич Малиновский – один из творцов победы Красной армии на Дальнем Востоке, одержанной в августе 1945 года над Японией.

И хотя к тому времени за его плечами уже были Сталинградская битва, освобождение Донбасса и Южной Украины, а затем Венгрии, Австрии и Чехословакии, звание Героя Советского Союза он заслужил именно за японскую кампанию, завершившуюся подписанием 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» Акта о безоговорочной капитуляции Японии. В ходе нее он командовал Забайкальским фронтом, который прорвался через пустыню Гоби в центральную часть Маньчжурии, довершил окружение и полный разгром японских войск.

Родион Малиновский был опытным военным, с армией была связана практически вся его жизнь. Он участвовал в Первой мировой, был единственным из советских военачальников, написавших мемуары о той войне, которую в советские времена иначе как «империалистической», с пренебрежением, и не называли. Вообще, его жизнь была похожа на захватывающий приключенческий роман.

В июле 1915 года, отличившись на фронте, он получил первую награду – Георгиевский крест IV степени. В октябре того же года был тяжело ранен, а после выздоровления был отправлен в Русский экспедиционный корпус во Францию, там сражался в 1917 году, был опять ранен.

Потом французы зачислили Малиновского в «Русский легион чести», который продолжал войну в составе 1-й Марокканской дивизии. В сентябре 1918 года за доблесть и мужество при прорыве немецкой «линии Гинденбурга» ефрейтор Родион Малиновский был удостоен французского Военного креста. Затем – возвращение в Россию, путешествие через полмира с высадкой во Владивостоке. Он добрался до Красной армии и вступил в ее ряды…

Когда во время Первой мировой Малиновский лежал в госпитале, и было ему тогда всего семнадцать лет, цыганка нагадала ему рождение дочери, а еще прибавила: «Будет в твоей судьбе и маршальский жезл, и высший военный пост, но берегись пятницы, этот день для тебя дурной».

Может, это все только байка, но только биографы Малиновского подсчитали, что так и вышло: все три ранения Малиновский получил именно в пятницу, последним днем его жизни тоже была пятница. И его жена умерла спустя тридцать лет после смерти супруга – тоже в пятницу… Даже начало военных операций Родион Малиновский, если это зависело от него, никогда не назначал на пятницу…

В 1925 году в Иркутске, будучи в самом начале карьеры военачальника, Родион Малиновский женился на учительнице французского языка Ларисе Николаевне. В ту пору он служил командиром стрелкового батальона. В 1926 родился сын, которого назвали Геной. Спустя четыре года случилось несчастье: ребенок умер от менингита. Справиться с горем помогло то, что у Малиновских уже рос второй сын, которого назвали Робертом. Он родился в 1929 году. В 1934 году на свет появился еще один сын – Эдуард.

Как и практический любой военный, человек подневольный, Роберт Малиновский не имел возможности долго находиться рядом с семьей. В 1937 – 1938 годах он участвовал в гражданской войне в Испании, будучи военным советником под псевдонимом «колонель (полковник) Малино».

Великую Отечественную войну он встретил в должности командира 48-го стрелкового корпуса Одесского военного округа. Его жена с двумя сыновьями едва успела эвакуироваться с отступавшими войсками, чуть не оказавшись на оккупированной территории. Всю войну семья Малиновского находилась в надежном тылу – в Иркутске. Лариса надеялась, что после войны семья воссоединится, но этого не случилось. К тому времени сердце ее мужа было уже занято любовью к другой женщине, которую он встретил на фронте…

Как часто бывает, встреча произошла случайно. В 1943 году Родион Малиновский, уже генерал, вручал награду рядовой Раисе Кучеренко, отличившейся при сборе разведданных. И запомнил красивую девушку. Потом он стал передавать ей приветы, а поскольку у них одинаковые отчества (Яковлевич и Яковлевна), то многие подумали, что они просто брат и сестра. По словам дочери Малиновских Натальи Родионовны, мама ей рассказывала: «Ох, насколько ж мне легче жить-то стало после того, как заподозрили, что я его сестра!..»

Раиса Кучеренко, по мужу Гальперина, по профессии была библиотекарем. Она окончила в Ленинграде библиотечные курсы, потом Библиотечный институт. Получив образование, работала сначала библиотечным инспектором по северу, а потом стала заведующей библиотекой в городе Лодейное Поле.

«Она фанатично любила свою работу, любила книги, устраивала читательские конференции, – вспоминает Наталья Родионовна Малиновская. – Очень гордилась тем, что к ней на читательскую конференцию приезжали писатели из Ленинграда. Вот венец ее восторгов – это был приезд Юрия Германа. Сумела его уговорить, сумела устроить…

И, в конце концов, она вышла замуж и уехала с мужем в Ленинград. И вот тут она оказалась в очень интеллигентной семье, где ее звали слегка пренебрежительно – «наша комсомолка Рая». Они все были люди очень образованные, архитекторы, переводчики, с университетским образованием далеко не в первом поколении, а вот она была как-то им совершенно не ко двору…»

В семье родился сын, которого назвали Германом: Раиса окрестила его так в честь героя своей любимой оперы «Пиковая дама». А потом оказалось, что с именем ему трудновато, все время рождались какие-то ассоциации с гитлеровской Германией, с Германом Герингом…

Война застала Раису в Ленинграде – она работала в библиотеке механического техникума. Муж практически сразу ушел на фронт и погиб: домой пришла похоронка. Сына отправили в эвакуацию – без родителей, как это делалось в самом начале войны.

«Об этой сцене она часто потом в старости вспоминала, как это было ужасно, – вспоминала Наталья Малиновская. – Они такие маленькие, совсем дети, и их увозят, и ей не разрешают уехать, и говорят: «А кто будет защищать Ленинград?» Боже мой, как я буду защищать Ленинград? Я библиотекарь. Что я буду делать? Но стало вскоре ясно, что – копать окопы, стоять на посту на крыше…»

Затем была первая, самая страшная блокадная зима. По словам Натальи Малиновской, однажды маму спросили: «Раиса Яковлевна, на фронте страшно было?». Она помолчала и сказала: «Да после блокады уже почти что и нет».

В начале апреля Раису эвакуировали по Дороге жизни. Как и многие ленинградцы, она оказалась на Северном Кавказе. Никто не предполагал, что война их догонит: летом 1942 года туда прорвались немцы. Неразбериха, отступление Красной армии, спешная эвакуация гражданского населения…

По словам Натальи Малиновский, ее мама в полном отчаянии набрела на какую-то воинскую часть, стала выдумывать, что отбилась от своей части и все такое, просила взять ее к себе. Лейтенант, выслушавший ее слезную речь, заявил: «Девушка, вы врете». «Вру! – признавалась она и горько зарыдала. – Вот мой ленинградский паспорт. Я не за тем жила под блокадой целую зиму, я не затем голодала в Ленинграде, чтобы теперь пойти под оккупацию. Возьмите кем угодно. Я все что угодно буду делать. Я ничего не умею военного. Я библиотекарь».

Раису взяли в часть, определив в банно-прачечном комбинате. Вскоре армия, к которой прибилась Раиса, оказалась в окружении. Ничего не боявшаяся после всех ужасов блокады, она проявила смелость и находчивость: выйдя и окружения, сообщила ценные разведданные о дорогах, занятых противником… Затем – второе окружение летом того же, 1942-го года. И снова Раиса проявила талант разведчика: пробираясь через кукурузное поле, подсчитала немецкие танки и сообщила эти сведения командованию. Ее представили к награде. Вот тут-то и произошла ее первая встреча с Родионом Малиновским…

В списке наград Раисы Яковлевны – медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Кавказа», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены».

Родин Малиновский до последнего стараться не афишировать, что с Раисой его связывают чувства. И только в 1944 году перевел ее поближе к себе: назначил заведующей столовой Военного совета. По словам Натальи Малиновской, «впереди был и Забайкальский фронт, и совершенно поразительный штурм Хингана, впереди было еще десять, как они с папой считали, счастливейших лет их жизни на Дальнем Востоке».

По пути на японскую войну Раиса разыскала своего сына Германа, отправленного в эвакуацию. Она знала только то, что он в детском доме где-то в Сибири, и ничего больше… «И пока шел эшелон, папа разрешал ей на каких-то станциях отлететь на «По-2» в расположение этого детского дома, проверить, есть он там или нет. И вот где-то в девятом или в десятом детском доме мама нашла сына и привезла его с собой. И он, девятилетний мальчишка, оказался с ней вместе на войне», – вспоминает Наталья Малиновская.

Всю японскую кампанию Герман находился при штабе фронта, здесь его очень полюбили. Впоследствии он окончил Киевское суворовское училище.

После окончания войны Малиновский расставил все точки над «и» в своей личной жизни, приняв трудное, но, очевидно, единственное верное для него решение. Он развелся с первой женой и женился на Раисе. 7 ноября 1946 года у маршала Малиновского родилась дочь, которую назвали Натальей…

Малиновский тогда был командующий войсками Дальневосточного военного округа. В день рождения дочери, который выпал на главный праздник советской страны, он принимал свой первый военный парад. Потом отправился в госпиталь. В дверях дежурный врач отрапортовал: «Товарищ маршал, все в порядке, ваша жена на столе». Малиновский растерянно спросил: «А у вас что, кроватей нет?..»

На самом краю Советского Союза семья Малиновских осталась на десять лет. В 1956 году маршала перевели в Москву, назначив его заместителем министра обороны СССР – главнокомандующим Сухопутными войсками. Приехав в столицу, Малиновские полгода провели в гостинице «Москва», а затем маршалу выделили квартиру в «особом» доме на улице Грановского, где жили маршалы.

Наталья Родионовна вспоминала, что самым тревожным временем оказалось начало Карибского кризиса, когда мир стоял на пороге войны. Малиновский был тогда уже министром обороны СССР. По ее словам, «мама целыми днями сидела на подоконнике и смотрела на улицу – не приехал ли папа. Его не было несколько недель. Периодически он звонил и говорил, что, возможно, заедет. И снова пропадал на несколько дней».

В столице маршал прожил до конца жизни: он умер в 1967 году. На листке настольного календаря жена Малиновского записала: «Вот она – проклятая пятница. Ты ее не любил, и она тебя унесла…»

Военный писатель Семен Борзунов встречался с Родионом Яковлевичем в последний год его жизни и ненароком подсмотрел записи в его блокноте. Ему особенно запомнились латинские надписи на полях: «Все побеждает любовь» и «Так проходит земная слава»…

Раиса Яковлевна пережила мужа на тридцать лет. Сын Роберт стал доктором технических наук, Эдуард – преподавателем музыки. Наталья Родионовна – филолог-испанист, искусствовед, один из самых известных переводчиков поэзии Лорки и прозы Дали, лауреат многих литературных премий. И самое главное – хранитель архива своего отца.

В мае нынешнего года указом Президента России Наталье Малиновской была присуждена Государственная премия Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Георгия Жукова – за подготовку издания «Имена Победы», раскрывающего роль выдающихся советских полководцев в Великой Отечественной войне.

А если вам интересна тема Великой Отечественной войны, то приглашаем в наш паблик, где мы рассказываем о подвигах и героях Советского Союза. Подписывайтесь, чтобы не потерять Герои СССР


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *