Как Мстислав Ростропович воплотил «Умирающего лебедя»
Эта занимательная история была передана Аллой Абрамовной Резниковой, директором группы Billys Band. Когда мы листали его юбилейный альбом, полный запоминающихся моментов, один уникальный снимок особенно привлек внимание Славы. На фотографии Ростропович, облаченный в наряд классической балерины, мастерски играет на виолончели. Восхищённый увиденным, он воскликнул: «О! Мне просто необходимо рассказать эту историю во всем ее великолепии!»
Ростропович поделился ею с неподдельным вдохновением, ностальгически погружаясь в детали:
«В то время я работал главным дирижером Вашингтонского оркестра. У нас сложилась крепкая дружба с такими выдающимися музыкантами, как скрипач Айзек Стерн и флейтист Жан-Пьер Рампаль. Мы часто радовали друг друга выступлениями на юбилеях. Так, например, они выступали на моем 60-летии в Кеннеди-центре в 1987 году.
В 1990 году меня позвали в Сан-Франциско, чтобы отпраздновать 70-летие Айзека Стерна, который родился в этом городе. Организаторы заявили, что мероприятие пройдет на открытой площадке в парке. У меня возникла идея, и я заявил, что приеду только при условии полной тайны о моем визите. Кто бы ни знал, что я буду там! Программа концерта должна остаться без меня, пусть скажут, что я занят. Я сам сообщу о дате и времени своего прибытия, а также потребую отдельную машину и другой отель, чтобы избежать любопытных взглядов. Еще я попросил прислать портниху и сапожника, чтобы они подготовили костюм для меня. Если они на это согласны, я приеду.
Организаторы, на удивление, согласились! Сапожник был поражен моим 43-м размером ноги, когда ему пришлось сделать пуанты, соответствующие балетным стандартам. Портниха же сошила мне ballet-пачку, блузку и трико.
Я зашел за пять часов до начала концерта, заперевшись в отдельной комнате для переодевания и грима. Все шло по плану, и я был в совершенстве готов к выступлению. Перед выходом на сцену я решил заглянуть в женский туалет, чтобы увидеть реакцию женщин на мой наряд. Там они увлечённо занимались своими делами, не подозревая, что перед ними «лебедь». Я поправил диадему и, не задерживаясь, вернулся к своей задаче.
На концерте мне предстояло исполнить «Умирающего лебедя» Сен-Санса, между выступлениями которого знаменитый актер Грегори Пек должен был читать текст, посвященный Айзеку. Я же замыслил неожиданный выход. Моя задача заключалась в том, чтобы на сцене была виолончель без своего владельца. Я договорился с концертмейстером, чтобы он внезапно «пощадил» себя и покинул сцену с симуляцией недомогания, что он успешно выполнил. В итоге зрители, оказавшиеся в замешательстве, бросились ему на помощь.
Что касается пианиста, я заранее предупредил его, чтобы он долго играл вступление к «Умирающему лебедю», пока я буду выходить на сцену. Я сбежал со своей пуантами, плавно двигая руками, как это делает Майя Плисецкая. Я старался не вызывать смеха, но реакция оркестрантов и зрителей была ошарашивающей: они не понимали, кто же я.
Войдя в образ, я подошел к виолончели, взял смычок, поканифолил его и смог вызвать первый смех, но по ходу дела сыграл всю известную мелодию. В конце концов, меня ждали овации, которых я не ожидал. Однако, у Айзека оставались обиды, ведь на следующий день все газеты пестрели моими фото, а его портрет не нашелся. Он считал, что я затмил его в это важное для него время. Как мы видим, такая неподдельная реакция на искусство была подвластна лишь истинному мастеру, каким был Ростропович.
Добавить комментарий