Как закаляли будущих монархов: суровое детство царских детей

Как закаляли будущих монархов: суровое детство царских детей

С первых дней жизни дети императорской семьи были окружены не только роскошью, но и строгими правилами, которые формировали их характер. Жизнь маленьких наследников престола была лишена излишеств, а их воспитание напоминало скорее испытание на прочность, чем беззаботное детство.

Считалось, что здоровье и сила духа формируются в условиях, максимально приближённых к суровой реальности. Даже в холодные зимы в дворцовых покоях поддерживалась прохлада, а малыши спали под лёгкими одеялами, на жёстких матрасах. В комнатах всегда должны были быть свежий воздух и солнечный свет, за этим строго следили многочисленные няни. Никто не ходил на цыпочках, когда дети спали: шум и суета дворца были естественным фоном их жизни. Такая среда закаляла не только тела, но и характер будущих правителей.

Рацион царских детей удивлял своей скромностью. Еду подавали строго по расписанию, и никто не стремился потакать капризам: лучше недокормить, чем привить излишества. Пышные застолья и деликатесы были недоступны малышам, даже если они могли об этом мечтать.

С ранних лет мальчиков приучали к труду. Рубка дров, пахота, столярное ремесло или даже умение управлять лошадьми входили в обязательную программу воспитания. Эти занятия сочетались с обучением военному делу, которое начиналось ещё в подростковом возрасте, когда юные наследники облачались в свою первую военную форму. Даже их одежда подчёркивала строгость жизни: специально для детей её не шили, а уменьшали фасоны взрослых нарядов. Платья старших сестёр переходили младшим братьям, а экономия на тканях считалась нормой.

И всё же, несмотря на эти аскетичные условия, за каждым ребёнком стояла целая армия слуг. Бонны, кормилицы, няни, камердинеры и лакеи только у маленького Николая II их было двадцать четыре человека. До семи лет воспитанием мальчиков занимались женщины, но позже их сменяли учителя-мужчины, которые готовили будущих императоров к ответственным обязанностям.

Однако не всё в воспитании царских детей поддавалось логике. В XIX веке физические наказания считались допустимой мерой, даже в императорских семьях. Павел I и его братья пережили суровые методы воспитателя Михаила Ламсдорфа, который мог ударить шомполом или линейкой, а порой наказывал детей настолько жестоко, что те теряли сознание. Этот опыт оставил глубокий след в душе Николая I, который для своих детей запретил любое насилие. Его наказания были более мягкими: лишение еды или запрет на встречи с родителями. Александр II, напротив, допускал розги, хотя и редко, а в семье Николая II только великая княжна Анастасия иногда получала шлепки за свои шалости. Царевич Алексей, как единственный наследник, был избавлен даже от таких мер.

Отношения с родителями у царских детей складывались отчуждённо. Встречи с матерью и отцом были краткими и редкими, зачастую ограничиваясь несколькими минутами в день. Поэтому дети неизбежно сближались с нянями, которые становились для них самыми близкими людьми. Няням оказывали уважение даже спустя годы. Александр III, например, присутствовал на похоронах своей любимой няни, а великая княгиня Ольга Александровна взяла свою няню в дом мужа после замужества.

Детская комната была отдельным миром, куда родители редко вмешивались. Однако последняя российская императрица нарушила эту традицию, сделав воспитание своих детей делом личным. Но это уже совсем другая история.

Можно ли представить, чтобы подобные методы воспитания применялись сегодня?

Приглашаем в наш паблик, где мы каждый день публикуем истории из жизни и любви королевских семей всего мира. Подписывайтесь, чтобы не потерять Королевские истории


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *