История «Данаи» Рембрандта — это не только пример искусства, но и свидетельство стойкости человеческого духа и стремления к сохранению культурного наследия. Этот шедевр, созданный в 1636 году, стал объектом нападения, которое, казалось бы, могло привести к его окончательной утрате.
15 июня 1985 года в Эрмитаже произошло нападение на картину Рембрандта, когда неизвестный мужчина облил холст серной кислотой и трижды ударил по нему ножом. Вандалом оказался 48-летний литовец Бронюс Майгис, объяснивший свои действия политическими мотивами. Суд Дзержинского района Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) 26 августа 1985 года признал его невменяемым и направил на лечение в психиатрическую больницу города. Спустя шесть лет его перевели в учреждение в Литве, откуда вскоре выпустили.
Спасение шедевра Рембрандта началось немедленно после происшествия. В течение полутора часов полотно промывали холодной водой для нейтрализации кислоты. Когда химическая реакция была остановлена, выяснилось, что утрачено около 30% авторского письма. Наиболее пострадала центральная часть картины – женская фигура: кислота оставила глубокие повреждения в живописном слое, которые затопили темные краски, смешанные с лаком и водой. Некоторые детали полностью исчезли.
Государственная комиссия, созданная для восстановления “Данаи”, решила приступить к реставрации. Была привлечена группа специалистов, включая реставраторов Евгения Герасимова, Александра Рахмана и Геннадия Широкова. Главным научным руководителем работ стала Татьяна Алешина, секретарь госкомиссии.
К концу 1985 года завершилась консервация картины: укрепили красочный слой и грунт, прикрепили новый дублирующий холст, восстановили защитный лак и многое другое. Затем удалили натеки, и на поврежденные участки нанесли новый слой реставрационного грунта. Тонирование холста проводилось в технике масляной живописи, соответствующей оригиналу, с отделением нового слоя лака, что позволяло в будущем вернуться к первоначальному состоянию. Восстановление заняло 12 лет.
14 октября 1997 года “Даная” Рембрандта вновь открылась для зрителей Эрмитажа. На выставке, продлившейся около года, были представлены документы, фотографии и другие материалы, отражающие уникальность реставрации картины. С тех пор полотно продолжает демонстрироваться в Эрмитаже.
В нашем паблике мы публикуем интересные истории из мира искусства. Подписывайтесь, чтобы не потерять @history_inart
Добавить комментарий