Искусство повивания

Искусство повивания

Повитухи были неотъемлемой частью родовспоможения на Руси, и их услуги пользовались спросом среди женщин всех сословий. Умения повитухи определяли не только успех родов, но и общее благополучие как роженицы, так и новорожденного. Следовательно, к повитухе предъявлялись особые требования – она должна была обладать уникальными навыками и качествами.

На Руси традиционно рождалось множество детей, и роды воспринимались как привычное событие, происходящее чуть ли не ежегодно. Рождаясь, здоровые младенцы воспринимались как дар Божий, и в случае потери родители с смирением принимали это горе.

В конце XVI века, при правлении Ивана Грозного, был создан первый государственный орган, управляющий здоровьем населения — Аптекарский приказ. Тем не менее, домостроевские традиции того времени утверждали, что акушерством должны заниматься только женщины, и именно повитухи принимали роды. Эти наставницы рождали под разными названиями: повивальницы, приёмницы и бабки-пупорезницы. Владимир Даль заметил, что многие термины берут начало от слова «повивать», что указывает на обертывание новорожденного в пеленки.

Однако возникает вопрос: почему же повивальные бабки всегда старшие? На это можно ответить, обратившись к древним традициям: в духе православной культуры, упоминающей “бабу”, которая принимала женщину при родах, позже возник термин “бабка”.

Традиционные повивальные бабки были известны своими навыками, передающимися из поколения в поколение, вплоть до середины XX века. Упрощенное восприятие повитух как незнающих почти ничего деревенских женщин не отражает реальной ситуации — у них был установлен устав, а также специальная регистрация, похожая на полицейский учет фонарщиков.

С приходом Петра I в Россию стали приезжать западные врачи, мнение которых не подлежало сомнению, за исключением акушерства: вплоть до начала XIX века врачам не разрешалось осматривать рожениц без присутствия повивальной бабки. В первой половине XX века многие женщины все еще предпочитали помощь повитух. Состоятельные семьи приглашали врачей, которые, как правило, лишь наблюдали за процессом из соседней комнаты.

В 1754 году лейб-медик при дворе императрицы Елизаветы предложил порадовать общество созданием квалификационной аттестации для бабок. В Москве и Петербурге были открыты школы для подготовки профессиональных повитух, где обучение проводили иностранные акушерки. После успешного экзамена бабки принимали присягу, в которой обязались во время родов придерживаться строгих правил поведения.

Так, среди их обязанностей были:
– Сделать все возможное для помощи роженице, вне зависимости от её статуса.
– Соблюдать скромность и не употреблять алкоголь, даже в праздники.

Этика повивальных бабок была строгой: выполнение аборта или использование снадобий для ускорения родов ставило крест на их карьере, как и высокая детская смертность при их помощи.

Традиционные повитухи не прибегали к акушерским щипцам и полагались на свои навыки и опыт даже в сложных ситуациях. Они могли легко выполнить такие действия как прокалывание пузыря и извлечение последа. В некоторых регионах расцветали уникальные технологии остановки крови или обрезания пуповины.

Кроме того, каждая уважающая себя повитуха умела проводить послеродовые процедуры по исправлению возможных последствий родов. В городах популярность повитухи зависела от их репутации, в то время как в деревнях выбирали местных женщин с безупречной репутацией.

Часто будущими повивальными бабками становились женщины старшего возраста, имеющие собственных детей. Женщина, которой доверяли принимать роды, должна была быть здорова и иметь безупречное имя.

С течением времени повивальные бабки аккумулировали и распространяли вокруг себя знания о родах, избегая раскрывать свои секреты окружающим. Процесс передачи знаний об этом ремесле часто затрагивал традиции и обряды. Важные ритуалы происходили, как в процессе родов, так и после, например, захоронение плаценты.

На протяжении века повивальные бабки оказывались на перекрестке между народными верованиями и медицинским прогрессом. К концу XIX века происходили изменения в акушерстве, включая использование анестезии и работы с инфекцией, однако большинство женщин продолжали вести к роддому с недоверием.

В заключение, повитухи играли важную роль в жизни русских деревень. С особыми знаниями и навыками, основанными на многовековой практике, они находились в центре всех ключевых событий, связанных с родами и здоровьем, оставаясь символом заботы о жизни и поддержания традиций в обществе.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *