Имя Юрия Гагарина известно каждому. Однако не все в курсе, что незадолго до старта на борту космического корабля «Восток» случил…

Имя Юрия Гагарина известно каждому. Однако не все в курсе, что незадолго до старта на борту космического корабля «Восток» случилось чрезвычайное происшествие.

С момента исторического полета Гагарина прошло почти шесть десятилетий. Его жизнь была подробно изучена, документирована и даже разложена по полочкам – от рождения до трагического погибели в аварии на самолете 27 марта 1968 года. Тем не менее, многие захватывающие детали о первой космической миссии остаются в тени. Некоторые факты стали известны благодаря родственникам и бывшим коллегам Гагарина, а другие были раскрыты в рассекреченных материалах. Мы собрали восемь самых интересных моментов.

1. Босиком в космос
Юрий Гагарин впервые познакомился с «Востоком» за девять месяцев до своего полета. В тот день главный конструктор СССР Сергей Королев, которого Гагарин позднее назвал своим космическим отцом, представил шесть выбранных кандидатов для исторической миссии. Он знакомил их с различными космическими аппаратами и, наконец, остановился у двухметрового серебристого шара — «Востока».

«Кто хочет посидеть в кресле пилота?» — спросил Королев. Гагарин, не раздумывая, поднял руку: «Можно мне?» Сбросив ботинки и оставшись только в носках, он ловко поднялся в кабину.

Этот поступок сильно впечатлил Королева, и он обратился к своему заму: «Этот парень, похоже, станет первым».

2. Дублеры и выбор кандидатов
Юрий Гагарин не был единственным претендентом на исторический полет; у него было два дублера. Королев считал, что кандидат должен быть из числа лучших летчиков реактивной истребительной авиации. Критерии были строгими: мужчины моложе 30 лет, рост до 170 см и вес до 70 кг, чтобы соответствовать размерам «Востока».

После долгих собеседований и медицинских тестов из 3461 кандидата остались лишь 20 претендентов. Трое из них — Гагарин, Григорий Нелюбов и Герман Титов — стали лидерами. Хотя Титов был лучше подготовлен, Гагарина выбрали благодаря его «звучному» имени и привлекательной внешности. Титов и Нелюбов стали его дублерами, что весьма символично, ведь именно они провожали Гагарина на стартовый площадку.

3. Прощальное письмо
Все знали, что космический полет несет в себе риск. Гагарин понимал это и за два дня до старта оставил прощальное письмо для своей семьи, которое предполагалось передать в случае его гибели.

Жена Гагарина, Валентина, прочитала это послание лишь спустя много лет после его трагической гибели. Письмо содержало просьбу заботиться о дочках и помнить о его родителях. «Надеюсь, что ты никогда не увидишь это письмо, и мне будет стыдно за этот миг слабости», — писал он.

4. Предполетные обращения
Космонавты, находившиеся на Байконуре 12 апреля 1961 года, заранее записали три версии обращения к народу. Гагарин подготовил первое, а его дублеры — две другие. Они сделали это за девять дней до старта, не зная, кто из них отправится в космос.

Кроме того, в ТАСС подготовили три различных сообщения о полете в космос. Одна версия предназначалась на случай гибели Гагарина, другая — если возникнут проблемы, а третья — в случае успешного завершения миссии. В итоге миру было сообщено именно о триумфе через 55 минут после старта.

5. Проблемы с герметичностью
Во время подготовки к запуску Гагарин уже находился в кабине «Востока», когда выяснилось, что герметичный люк не закрылся полностью. Это создавало опасность, так как надёжность герметичности соответствовала запуску таймера катапультирования при возврате на Землю.

Времени оставалось в обрез, и Королев решил действовать незамедлительно. Инженеры, быстро разобравшись, исправили проблему, и Гагарин, не задавая вопросов, продолжал насвистывать.

6. Полет в автоматическом режиме
Неопределенность в реакции организма на космические условия сделала необходимым проведение полета в полностью автоматическом режиме. Гагарин имел возможность взять управление только в случае отказа автоматики, для чего ему нужен был специальный код.

Запечатанный код был прикреплен рядом с его креслом. Психологи надеялись, что Гагарин откроет его только в здравом сознании. Хорошо, что использовать его не понадобилось.

7. Ошибочное прощание
Во время возвращения в атмосферу Гагарин был уверенным в своей гибели, когда заметил огненное свечение на корпусе капсулы. Он громко закричал: «Я горю! Прощайте, товарищи!». Но это всего лишь трение обшивки о атмосферу. Этот момент остался неизвестным многим.

8. Приземление
Учитывая особенности конструкции «Востока», система мягкой посадки отсутствовала. Гагарин должен был катапультироваться и приземлиться с парашютом. Однако для маскировки советской стороне необходимо было скрыть от международной общественности истинные детали полета, так как это противоречило правилам.

На фото — Гагарин спустя час после успешного приземления, 1961 год.

Мы продолжаем делиться интересными историями о героях, изменивших ход истории. Следите за нашими обновлениями, чтобы не пропустить новые факты о выдающихся личностях!


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *