Зинаида Гиппиус: любовь соединяет небо и землю. Удивительная судьба этой богини, ведьмы и знаковой фигуры Серебряного века….

Зинаида Гиппиус: любовь соединяет небо и землю. Удивительная судьба этой богини, ведьмы и знаковой фигуры Серебряного века.

Она всегда писала от имени мужчины. Возможно, именно поэтому мы говорим о ней в мужском роде: поэт, прозаик, критик, драматург, редактор. Ее стихи становились настоящими событиями, романы издавались крупнейшими издательствами, а пьесы ставились в Александринском театре, продолжая идти на сцене даже после её бегства из Советского Союза — уникальный случай в театральной истории! В женском роде ей подходит только одно определение — Легенда Серебряного века.

Она ушла из жизни в воскресенье, в 3 часа 33 минуты. Гроб был опущен на гроб её мужа. В 1945 году, сразу после войны, это было вполне обычным делом на русском кладбище под Парижем. И пока её интимный дневник — «Дневник любовных историй» — опубликуют на Западе лишь через двадцать пять лет, а у нас и того позже, никто, стоя у её могилы, не узнал, что её действительно интересовали только две вещи в жизни: любовь и смерть. Она не успела завершить поэму «Последний круг», но написала в ней: «Любовь — это главное в человеческой жизни; любовь соединяет небо и землю».

Её не было и не могло быть подобных. Её главной целью было стать «не как все». Отказавшись от титула (говорили, что она происходила из рода баронов фон Гиппиус), она не желала, будучи немкой, учить немецкий язык, подписывалась мужскими псевдонимами, истребляла обручальные кольца у своих поклонников и вешала их на изголовье кровати.

Все 52 года супружества с писателем Дмитрием Мережковским они не расставались ни на день…

Литератор и её знакомая Нина Берберова заметила: «Она выработала в себе два внешних признака: спокойствие и женственность. Но внутри она совершенно не была спокойной. Она не была женщиной…»

Когда-то Зинаида оставит нам её неизведанные дневники. Кто же была эта очаровательная, эпатажная, блестящая и жёсткая — «неистовая Зинаида»?

В начале августа 1927 года, жарким днём, на парапете набережной Круазетт в Каннах сидели, спокойно болтая ногами, две женщины. Со спины они выглядели ровесницами, хотя одной было 58, а другой — 26. Первая была украшена полупрозрачным шарфом, тяжёлые рыжие волосы её словно обвивали шею, а худенькая спина выглядела под розовой кофточкой. Обе они были поэтессами, обе известны в России, из которой уехали, и обе остались в истории русской литературы…

Они беседовали, но никто, разумеется, не слышал их разговора, разве что чайки. Однако одна фраза дошла до наших дней: «Ах, Зинаида Николаевна, – воскликнула младшая, – вас уважают за то, что вы интересуетесь возвышенным!» «Я чуть не упала с парапета от такого понимания моей “формулы”, – усмехнется позднее Гиппиус. – Это Толстой интересовался “возвышенным”. Я же имела в виду изучение интересного. Это главное…»

Да, она действительно интересовалась интересным, потому что, по её словам, «это всех размеров и состояний». И Бог, и дьявол, и любовь, и звёзды. Интересны даже водяные пауки в ручье, которых она однажды заметила с мужем в Альпах; они работали своими лапками так старательно, что Мережковский воскликнул: «Зина! Они — против течения! Они совсем как мы с тобой…»

«Против течения»… Кажется, это определяло всю их жизнь. Убедительно это проявлялось в том, как они обосновались в известном доме Мурузи на Литейном, 24, в Петербурге. В ту ночь февраля 1892 года, гибкая 23-летняя женщина с распущенными волосами зажгла керосиновую лампу в виде совы и, открыв тетрадь, написала по-французски: «Дневник любовных историй».

Дневники Гиппиус будут её спутниками почти постоянно. Она называет их по цвету обложек: «Синяя книга», «Чёрная тетрадь», «Серый блокнот». Она пишет о пережитом, о войне, революциях, эмиграции, и её записи мгновенно находят отклик у писателей, знали их министров, а её мнения в поэзии, прозе и драматургии обсуждаются в ряде столичных салонов и в печати. Её идеи и установки сталкивались с гулом общественного резонанса.

Однако именно дневник о любви, предназначенный не для публикации («я сожгу его перед смертью»), и который на родине увидит свет только через полвека после её ухода, читался с трепетом. В этом дневнике она размышляла о любви, пытаясь понять свою сущность, как наивно это ни звучит.

Знакомство с будущим супругом произошло в таинственной обстановке. Она была очарована стихами Надсона. Однажды, читая столичный журнал, она столкнулась с именем молодого поэта Мережковского. Летом, отдыхая с матерью в Боржоми, они встретились случайно. Дождь лил, и он не мог попасть в гостиницу, и решил уехать. Однако молодой почтальон, привыкший писать стихи, уговорил его остаться. В тот день через знакомого гимназиста он выяснил, что Зинаида здесь. Судьба свела их.

Спустя десять дней они поженились. Условности, которые сковывали их, исчезли. После свадьбы они просто продолжили читать книги и изучать мир.

Судьба революции неожиданно вмешалась в их жизнь. Из всех известных людей, приходивших к ним в Сергиевскую, лишь собственные идеи и стремления оставались им близкими. Они даже основали Религиозно-философское общество, собирая вокруг себя людей.

Конечно, жизнь их порой шла «против течения», и об этом знает каждый, кто обращается к их наследию. Ветры перемен унесли их в бескрайние просторы, а сама жизнь стала постоянной борьбой с самим собой.

Зинаида Гиппиус покинула этот мир в своём парижском доме, оставив после себя след, который не стирается со временем. Её каждое слово наполнено смыслом, каждое чувство осязаемо. В ней была глубина, обостренное восприятие и таинственная сила, которая притягивала людей к ней, как магнит. И это стало основой её неизменного наследия в русской литературе.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *