Звездный путь одной из самых ярких характерных актрис современности начался 25 лет назад – после выхода в 1989 году на перестрое…

Звездный путь одной из самых ярких характерных актрис современности начался 25 лет назад – после выхода в 1989 году на перестроечные экраны фильма Петра Тодоровского “Интердевочка”. Сегодня поговорим, как создавалась картина о нелегкой судьбе отечественной путаны, перевернувшая сознание неискушенных советских зрителей.

О том, как начиналась история “Интердевочки”, рассказывала супруга режиссера Петра Тодоровского Мира.

“Эту картину я сделала лично, несмотря на то, что официально не имею к ней никакого отношения, – поясняла она в одном интервью. – По той простой причине, что тогда у нас в стране даже понятия такого – “продюсирование” – не было.

Во время Московского международного кинофестиваля мы с Петром Ефимовичем были приглашены на прием, организованный в шведском посольстве. Там к нам подошел сын писателя Джеймса Олдриджа. Разговорились, он поведал, что учился в Англии и в России, а живет в Швеции. Я сказала: “Вы мне и нужны”. И быстро поведала ему про повесть Кунина “Фрекен Танька”, благо мой собеседник знал русский язык. Он загорелся: “Я в этом участвую…” Вернувшись в Швецию, тут же сообщил, что нашел инвестора, который готов вложить в проект 200 тысяч долларов. Мы тогда еще не понимали, что инвесторами могут быть торговцы быками…

Я отправилась в Госкино и про все это рассказала. Там спросили: “А вы-то тут кто? Непонятно”. И были правы, потому что в кино я действительно была никем. Мои три десятка документальных фильмов даже в расчет не брались. Меня направили на “Мосфильм”, к Досталю. Пошла к нему. Он тоже поинтересовался: “А вы кем будете?” Я сказала: “Продюсером”. Он ухмыльнулся: “Ах, вот оно что! Хотите быть продюсером? Так езжайте в Голливуд”. После чего забрал все мои наработки и запустил в производство картину. Спасибо, что с Тодоровским. Правда, перед этим были бурные споры: возможно ли делать картину про валютную проститутку? Решающим оказалось слово тогдашнего председателя Госкино Армена Медведева, который сказал коллегам: “Успокойтесь, раз картину будет делать Тодоровский, он сделает чистый фильм – о любви…”.

По словам Миры Тодоровской, вся ее кипучая деятельность по поиску спонсоров в какой-то момент чуть не оказалась напрасной.

Муж поначалу наотрез отказался экранизировать повесть Владимира Кунина. “Ты спятила, как я буду снимать такое кино?!”, – горячился Тодоровский. Супруге стоило немалых трудов, чтобы его уговорить. Тодоровский впоследствии всегда подчеркивал, что не считает картину удачной. “Начальство понимало, как я далек от этой темы, а потому и не способен на какую-нибудь “клубничку”, – говорил режиссер. – Так и вышло – в фильме совсем нет “клубнички”.

Нет по-настоящему откровенных сцен в картине потому, что Елена Яковлева наотрез отказалась сниматься обнаженной.

С подбором актеров для фильма вообще связана масса забавных историй. “Мне пачками приходили письма примерно такого содержания: “Я давно работаю на панели, снимите меня в главной роли”, – вспоминал Петр Тодоровский. Представительницы древнейшей профессии узнали о начале съемок из прессы. После чего стали забрасывать режиссера письмами с фотографиями. Причем, снимались они в самых откровенных позах.

Тодоровский посмеивался и искал профессиональную актрису. “Очень смешно Петр Ефимович выбирал актрис, – вспоминает супруга. – Он же из глубокой провинции и был убежден в том, что проститутки – это толстозадые девки с большими “буферами”. Я переубеждала, возила к “Националю” – тогда путаны гнездились именно там – и показывала, как они выглядят на самом деле”.

Потом представительницы древнейшей профессии стали приезжать на “Мосфильм”. Но не для того, чтобы попробоваться на роль, а чтобы посвятить режиссера в тонкости профессии.

“Помню: студентка Тимирязевского института, замечательное лицо, симпатичная, – вспоминал Тодоровский. – Рассказывает мне: моя подружка, мол, ходит в джинсовом костюме – а я что, хуже? И вот она себе придумывает, что это ее любимый человек, и отдает ему все. Спрашиваю: “Ну и сколько же ты зарабатываешь?”.

“Бывает в неделю по семь тысяч”. По тем временам сумма бешеная, я в месяц получал 300 рублей… Другая женщина – кандидат физических наук: муж от нее ушел, одна с двумя детьми. Эта не считала себя проституткой, у нее – своя легенда: “Я не хожу на панель, но у меня есть десять мужчин, – говорит, – которые по расписанию приходят ко мне домой. И как только я накоплю сто тысяч, все брошу и засяду за докторскую. А еще пришла пигалица лет пятнадцати – маленькая такая, неприятная, но в норковой шубе. Я ей: “Что же ты, миленькая, твои ровесницы гнут спину за швейными машинками…” “Ну и дурочки, – говорит, – они боятся, а я не испугалась – зато теперь хожу в норковой шубе”.

Самым сложным, по словам Миры Тодоровской, было заставить мужа поверить в то, что лучшая кандидатура на главную роль – Лена Яковлева. В то время это была никому не известна актриса. “И когда я показала ее фотографию, Тодоровский недоумевал: “Какая же она проститутка – у нее ноги, как веревочки, заворачиваются?!” Но, в конце концов, и здесь жене удалось взять верх над мужем. Он согласился на Яковлеву.

Но строптивая молодая актриса наотрез отказалась сниматься в постельных сценах. Поэтому самое смелое ее появление на экране – в нижнем ажурном белье.

Замысел истории о валютной проститутке Тане Зайцевой родился у писателя Владимира Кунина, когда тот жил в 80-х годах прошлого века в “Гранд-отеле” в центре Варшавы. “Каждый день, завтракая, я видел проституток, которые покупали места у столика, а потом ждали, когда придут иностранцы, – писал Кунин впоследствии. – Я перезнакомился с ними и подумал о том, что можно сделать сценарий о любви польской проститутки и водителя-дальнобойщика. Вернулся с этой мыслью в Ленинград. А шел тогда 1986 год, особенно рот не разинешь. Я запасся кучей бумажек со всеми моими званиями – лауреат Госпремии, премии Ленинского комсомола и прочее, чтобы милицейский генералитет Ленинграда разрешил мне войти в группу 4-го отдела Управления уголовного розыска. В так называемую спецслужбу, основной деятельностью которой являлась защита иностранцев от посягательств и пресечение валютных операций. Начальство снизошло, я был направлен в группу старшего лейтенанта Кузнецова и четыре месяца работал в интуристовской гостинице “Прибалтийской”…Таким образом, я попал к ним в гнездо и понял, что не так уж они все и виноваты, поскольку нет у них другого способа заработать. Меня многие упрекали за явные симпатии к этим девкам, “Правда” обозвала “порнорэкетиром”… После того, как сценарий был напечатан в “Авроре”, главный редактор журнала помчался в ЦК партии, но как-то все утряслось, разрешили снимать”.

А вот исполнитель роли Эдварда Ларсена, за которого выходит замуж Таня, шведский актер Томас Лаустиола, без стеснения признавался в интервью, что дам легкого поведения знавал очень близко. “Я даже жил какое-то время с чешской проституткой, – рассказывал актер. – Днем она работала акушеркой, а ночами – интердевочкой (почти как в фильме, только героиня Яковлевой – медсестра). Нас тогда было трое друзей. Мы жили с ней по очереди – по неделе. До сих пор иногда ее вспоминаю…” При этом актер подчеркивал, что спокойно мог бы и жениться на проститутке. Главное, как говорится, чтобы человек был хороший.

Владимир Кунин только на первых порах участвовал в съемках фильма, которые проходили в Ленинграде и Стокгольме. Потом повздорил с Тодоровским и покинул проект. Думал, что фильм провалится. Но “Интердевочка” имела грандиозный успех. Ее признали лучшим фильмом 1989 года. Народ штурмовал кассы кинотеатров, чтобы посмотреть фильм “про это”. “Интердевочка” собрала в прокате 41 миллион советских рублей!

Изначально предполагалось, что шведская концовка фильма будет другой – более гуманной для героини. Но фильм в Швеции так и не вышел – обанкротилась компания “Сталлет-фильм”, которая частично финансировала съемки.

После выхода картины на Елену Яковлеву, которую журнал “Советский экран” признал лучшей актрисой 1989 года, обрушилась довольно неоднозначная слава. Как это часто бывает, актрису отожествляли с героиней. Елене не давали прохода поклонники. Иногда, довольно сомнительные. Так, один из них писал актрисе: “Выйду через три года. Стоять буду под балконом, лысый, в фуфайке, с тремя нарциссами”.

Приглашаем в наш новый паблик о кино, где мы каждый день публикуем интересные статьи и видео. Подписывайтесь, чтобы не потерять – Наше любимое кино


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *