**Женщины за решёткой: трансформация их существования от монастырей до ГУЛАГа**

**Женщины за решёткой: трансформация их существования от монастырей до ГУЛАГа**

История женских тюрем в России — это яркое свидетельство о том, как изменялись судьбы женщин, от заточения в монастырских келиях до жестоких условий лагерей, где выживание порой требовало невероятных усилий и стойкости. Как же складывалось их существование на протяжении веков?

До XVII века женщин в тюрьмы практически не сажали. Чаще они оказывались в монастырях даже без особых в том причинах. Примеры этого явления ярко иллюстрируют судьбы отдельных женщин:
– Евдокия Лопухина, первая супруга Петра I, провела 28 лет в монастыре за свой «неугодный» характер. Отказ от пострига, светские приемы и любовные увлечения привели к её переводу в всё более строгие обители.
– Княжна Тараканова, самозванка, выдававшая себя за дочь Елизаветы Петровны, скончалась в Петропавловской крепости от туберкулёза; её камера напоминала сырой и холодный подвал.

Однако монастырская жизнь не всегда сводилась к молитвам. Узницы знатного сословия часто страдали от нехватки пищи, неспособности обеспечивать себя чистотой и комфортом. У крестьянок дела обстояли ещё проще — их не наказывали, полагая, что муж сам сможет разобраться со своей провинившейся супругой.

Первые каменные тюрьмы начали появляться при Иване Грозном. Женщин туда отправляли нечасто, но условия заключения были крайне тяжелыми:
– Боярыня Морозова, выступившая против церковной реформы, умерла в сырой земле Боровского острога. В самый последний миг своей жизни она попросила постирать свою рубаху, но ей отказали.
– Во времена до Екатерины II узниц не кормили за счёт государства, и им приходилось выпрашивать хлеб через небольшие окошки своих камер.

XIX век ознаменовался тем, что английский волонтёр Вальтер Венинг описал условия содержания в тюрьмах: мужчины и женщины помещались в одни камеры, спали на голых досках, а их тела сковывали железными ошейниками, мешавшими лечь. За малейшие провинности узниц заставляли часами петь молитвы, пока они не теряли сознание от усталости.

Во второй половине XIX века в тюрьмах появились политические узницы — дворянки, борющиеся за свои права и равенство. Их жизнь разительно отличалась от судьбы уголовниц:
– Они имели право на свою одежду, книги и 4-часовые прогулки. Надзиратели уважительно говорили с ними и не кричали.
– Каждое утро начиналось с чая и чтения, а вечера были посвящены обсуждению науки. Работы не обременяли.
– Эти узницы оказывали помощь другим, делясь чаем с уголовницами и присматривая за их детьми, рожденными в тюрьмах.

Тем не менее, за стенами «благородных» камер царила настоящая катастрофа. Уголовницы на этапах подвергались насилию со стороны конвоиров и сокамерников. Беременные женщины отправлялись в специальные лагеря, где им предлагали молоко и освобождали от физической работы.

При установлении советской власти каторжные работы сменились лагерями:
– Насилие стало обыденностью: женщин осматривали нагими, а руководители выбирали «наложниц». Отказухи ожидали карцер или тяжёлые работы на лесозаготовках.
– Лагерные бараки были похожи на землянки: зимой в них было холодно и сыро, а летом в них кишели насекомые.
– Порции еды зависели от выполнения плана: если норма не была достигнута, узницы получали пайки размером с кулак, что часто приводило к голодной смерти.

Чтобы выжить, многие вот выдумывали беременность, чтобы попасть в «родовые» лагеря с более лучшими условиями. Однако после родов их детей забирали в детские дома, а матерей возвращали к общим работам.

После 1953 года лагеря были преобразованы в исправительные колонии. Хотя уровень смертности снизился, издевательства продолжали существовать:
– Узниц наказывали карцером, оставляя их на морозе в лёгких одеждах.
– «Реформа Терешковой» влияла на внешний вид заключённых: известная космонавтка пыталась изменить стиль одежды узниц, вводя обязательное ношение юбок и косынок, независимо от времени года. В результате они страдали от холода и болели циститом.
– Гигиенические условия стали пыткой: женщины могли принять душ раз в неделю под ледяной водой, а прокладки заменялись грязными тряпками, которые приходилось стирать тайком.

Современные женские колонии наследовали множество негативных историй:
– Практика «пыток тишиной» — запрет на разговоры во время проверок.
– Работа за ужасающую плату швеи, уборщицы и садоводы, зачастую за копейки.
– Рынок тюремных услуг, где передачи и посылки стали своего рода валютой.

История женских тюрем — это не только предания о несчастьях, но и о стойкости человеческого духа. Начиная с монастырских стульев и заканчивая колючей проволокой, женщины всегда находили в себе силы поддерживать друг друга даже в самых сложных условиях. Как заметила политзаключённая Ирина Ратушинская: «Мы грели руки у печки-буржуйки и пели песни. В этом был наш бунт».

Предлагаем вам посетить наш новый паблик, где мы ежедневно делимся увлекательными историями из жизни обычных людей. Откройте для себя мир настоящих историй!


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *