Женщина-легенда: Мадам Гре.

Женщина-легенда: Мадам Гре.

Сегодня наша героиня – истинная парижанка по духу и праву рождения. В ее «золотой» книге клиенток – принцессы, герцогини, первые леди и звезды мирового масштаба, на ее счету – ни одной провальной коллекции!

Благодаря своему художественному совершенству ее платья принадлежат истории европейской культуры, как портреты кисти выдающихся художников.

Скульптор высокой моды Мадам Гре, чье сидение в автомобиле было обито норковым мехом, ушла из этого мира в полном забвении и бедности. Сегодня ее имя незаслуженно забыто, оно явно держится в тени более предприимчивых современниц, сумевших создать не только уникальный стиль, но и бизнес-империю, увековечившую их достижения.

Жермен Кребс родилась в 1903 году в Париже. О детстве Жермен мало что известно, но судя по мечте стать балериной, а затем скульптором можно сделать вывод – искусство играло заметную роль в воспитании девочки.

Первой работой во взрослой жизни для будущей Мадам Гре стала должность помощницы закройщицы в модном доме. Знаковое место для профессионального старта. Уже в 1930 году она начинает продавать свои выкройки платьев и манто крупным закупщикам и комиссионерам обоих континентов. Тремя годами позже она становится совладелицей модного дома Alix Barton.

Надо сказать, эта удивительная женщина с легкостью меняла имена! История моды знает ее, как Жермен Кребс, Марсель Аликс, Аликс, Аликс Бартон, Аликс Гре, Мадемуазель Гре, Мадам Гре – творческий поиск в действии!

На самом деле, это был поиск абсолютного совершенства – совершенства ткани, технологии и эстетики. Созданный ею новый стиль драпировки получил признание после спектакля Жироду «Троянской войны не будет». Работая на тот момент под маркой Аликс, она сумела придумать такие костюмы для спектакля, что актрисы начали носить их в жизни, заставив Париж заговорить о новом модельере.

Уже в первых коллекциях Alix Barton проявились основы индивидуального стиля будущей Мадам Гре, в частности, ее особой техники – создания силуэта при помощи драпирования фигуры тканью при минимуме швов. Чем ей удалось выделиться на фоне других кутюрье?

Прежде всего, виртуозной техникой драпирования, и, конечно же, скульптурной эстетикой. В эпоху, когда в моде торжествовали две женщины-кутюрье, представлявшие два полярно противоположные взгляда на моду – Вионне и Шанель, творчество Жермен Кребс явило собой искусство в чистом виде, рассказанное доступным языком волнистых линий и завитков. Мишель де Брюнхофф, бывший на тот момент постоянным представителем парижского стиля в журнале Vogue и открывший для публики немало гениев высокой моды, был настолько потрясен технологией ее кроя, что посвятил ей целых две страницы журнала.

В 1934 году Аликс открыла собственный модный дом, став его единственным творческим директором.

После успеха ее костюмов к пьесе «Троянской войны не будет» ее завалили заказами звезды сцены и экрана. У нее одевались аристократки и особы королевской крови – и все восхищались оригинальностью ее стиля. На парижской Всемирной выставке 1937 года Аликс одела в платье из уложенной складками ткани статую в Павильоне «Элегантность». Она исследовала формы человеческого тела как скульптор и создавала одежду, облекающую это тело, как модельер: «редко бывает, чтобы человеку удалось выполнить обе эти задачи с одинаковым успехом».

Жермен не чертила выкроек, она предпочитала макетный метод, которым пользовались практически все кутюрье того времени, но довела его до совершенства. На живых моделях она закатывала тысячи идеально заложенных складок, создавая необычные ритмы и узоры. На создание одного платья могло уходить до 300 часов.

Каждое из платьев модного дома Аликс Бартон было уникально, создавалось для конкретной женщины и конкретной фигуры.

В конце 1930-х Жермен-Аликс вышла замуж за русского эмигранта, художника Сергея Черевкова. От этого брака она получила свой творческий псевдоним – анаграмму псевдонима супруга, который был в ярости от такой «кражи» – и ребенка. Вскоре Черевков покинул ее и сбежал. Жермен не держала на него зла – до самой его смерти она продолжала поддерживать его, в том числе финансово. Под именем мадам Гре она начинает создавать костюмы для театральных постановок…

Началась война.
Во время оккупации Франции немецкими войсками мадам Гре привлекла внимание старших чинов гитлеровской армии – у нее были еврейские корни. Жермен покинула родной город, укрывшись с новорожденной дочерью Анной в маленькой деревушке. Там в ее облике появился тот элемент, который затем очарует всех дам высшего света и богемы – тюрбан. В деревне попросту не было парикмахера, а выглядеть неэлегантно дизайнер не могла себе позволить даже в годы войны.

В 1942 году она все-таки вернулась в Париж по приглашению президента Синдиката моды Люсьена Лелонга и возобновила работу модного дома.

Мадам Гре стала протестовать открыто. На ее происхождение можно было закрыть глаза… если б мадам Гре согласилась наряжать жен нацистских офицеров. Но она решительно отказалась. Более того – на одном из ее показов модели вышагивали в платьях только белого, синего и красного цветов – вместо сложных серых и жемчужных оттенков, которые она так любила. А под занавес появилась девушка в трехцветном платье, словно завернутая в французский флаг. Затем огромный флаг Франции появился и на фасаде модного дома мадам Гре. Этого уже фашисты стерпеть не могли. Был скандал, Дом мадам Гре закрыли, а сама она чудом избежала ареста и спешно покинула Францию, но поспешила домой при первой же возможности.

Заслуги мадам Гре были оценены на высоком уровне – она получила орден Почетного легиона, так же ее избрали президентом Синдиката.

Ее фантастические драпировки завораживали и звезд Голливуда, и аристократок. Поклонницами таланта мадам Гре были Марлен Дитрих, Вивьен Ли, Грета Гарбо, Жаклин Кеннеди и Грейс Келли, но на пике славы клиенток выбирала она сама. Дизайнер считала, что по-настоящему ее платья могут оценить лишь женщины ее склада – интеллигентные, утонченные, замкнутые, с богатым внутренним миром.

В 50-х, когда на острие тренда был утонченный new look Кристиана Диора, мадам Гре посетила Индию и начала экспериментировать с просторным кроем и этническими мотивами – и снова пошла своим путем. Ее полное нежелание следовать трендам стоило ей части клиентуры.

Мадам всегда весьма посредственно разбиралась в бизнесе, маркетинге и рекламе, не умела заводить полезные связи и вела затворнический образ жизни, что негативно сказывалось на продвижении бренда. Однако и в 60-е мадам Гре оставалась востребованной – знаменитости в ее нарядах появлялись на обложках модных журналов.

К 1967 году у великого кутюрье наметился творческий кризис, но ей помог совет главного редактора французского Vogue – забыть о классике и нацелиться в своем творчестве на «молодых сексапильных женщин».

Первым прорывом в попытке объединить неоклассицизм и эротическую эклектичность конца 20-го века стало белое шелковое платье с черным бархатным передником для Жаклин Кеннеди. Фотография этого платья обошла весь мир! Вторая волна успеха преобразила затворницу, какой всегда оставалась гениальная, но очень непростая в общении Жермен Кребс. Она начала участвовать в жизни своей отрасли, путешествовать, получать премии, выставлять свои произведения в музеях. У нее появились проекты в области парфюмерии.

Однако, к большому сожалению, история нашей героини не может завершиться хеппи-ендом. Будучи гениальным скульптором моды, она не сумела противостоять нечистоплотности хитрых дельцов. Уступив контрольный пакет акций Бернару Тапи, она перестала владеть ситуацией. Ей довелось воочию наблюдать падение собственного детища. Так в 1987 году модный дом был объявлен банкротом. Даже поддержка Юбера Живанши не сумела остановить судебную машину. Три этажа модного дома были опустошены за один день.

Все имущество было конфисковано, немалая часть – уничтожена. Дочь увезла мадам Гре в Прованс, где та и скончалась накануне своего 90-летия.

Дизайнер Азеддин Алайа потратил немало сил, времени и средств, чтобы собрать коллекцию ее творений для музея моды в Марселе, где они и хранятся по сей день – прекрасные и неповторимые призраки прошлого.
“Одна из целей, к которым я стремлюсь – безупречность, – призналась Мадам Гре. – Чтобы платье, созданное в одну эпоху, могло оказаться востребованным в следующей, оно должны обладать абсолютной чистотой линий. В этом секрет долголетия модели.”

Приглашаем в наш новый паблик, где мы каждый день публикуем интересные факты и истории со всего мира История для всех


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *