Женское образование в Российской империи начало свою историю благодаря Екатерине II, которая издала указ о создании Смольного ин…
Женское образование в Российской империи начало свою историю благодаря Екатерине II, которая издала указ о создании Смольного института благородных девиц 5 мая 1764 года. Это заведение задумывалось как кузница новых светских дам, способных не только благородно себя вести, но и стать “женами” императоров. Но как же проходило обучение в этом уникальном учебном заведении?
Смольный институт был местом строгой дисциплины и жестких правил. Ученик начинали свой день в 6 утра, подлые и неудобные платья добавляли представления о благородных рамках учёбы. Хотя программа Смольного не тянула на полноценный вуз и имела гимназический уровень, он и в дальнейшем оставался объектом мечты для многих девушек, стремившихся попасть в “благородную среду”.
В XVIII веке многие дворянские дочери готовились к замужней жизни, но зачастую у них не было качественного образования. Иногда домашние учителя обходились не самым лучшим образом. Ситуация сильно отличалась от французского опыта, где уже существовали специализированные женские учебные заведения, и Екатерина II решила создать что-то подобное в России.
Смольный должен был стать местом, где девочки, вывезенные из бедности, могли научиться премудростям светской жизни. В преподавании акцент делали на подготовку “парфеток” — идеальных светских дам. Однако с царствованием Марии Фёдоровны, невестки Екатерины II, учебный процесс претерпел изменения. В институт начали принимать не только дворянок, но и “мещанок”, хотя условия обучения были заметно хуже — мещанки завершали курс через шесть лет, в отличие от девяти, отведенных для дворянок.
Мечта о Смольном была живой: выпускницы имели шансы стать фрейлинами императрицы, а это открывало путь к удачным бракам. Девочки поступали в Смольный в шесть лет и оставались там до 18. Родители могли видеть своих дочерей только по выходным. Иногда они не имели возможности навестить своих детей долгие годы.
Учебный процесс был жестко структурирован: девочек делили на четыре класса в зависимости от возраста, и все носили одинаковую форму. Так, “кофейный” класс представлял собой самую младшую группу, а “белый” — старшую. Воспитанницы часто не ладили между собой, включая стычки. Порядок был настолько строгим, что за любые проступки следовали серьезные наказания.
Морфология дня включала молитвы, трапезы и занятия, но свободные прогулки проходили под бдительным контролем учителей. Питание было строжайшим, зачастую ограничивая питание, чтобы не допустить полной коррекции фигуры. Так, меню состояло в основном из легкого супа и каши, с минимальными добавками.
Физические наказания были запрещены, однако публичное порицание применялось за минимальные проступки. Например, за сквернословие воспитанницам надевали на шею картонный “язык позора”, а за неаккуратную прическу — чулок, прикрепляемый к одежде. Все это создавалось в духе контроля над поведением и моралью.
В то время как некоторые девушки могли испытывать первые чувства любви, реализация этих чувств оставалась под вопросом: привязанности часто направлялись на членов царской семьи. Выпускницы имели возможность увидеть и пообщаться с царскими особами во время экзаменов или праздников. Одним из ярких примеров является Екатерина Долгорукова, которая, будучи студенткой, влюбилась в Александра II, и их роман старта именно в годы её учёбы.
Тем не менее, уровень образования оставлял желать лучшего. Хотя молодые дамы изучали математику, историю и литературу, знание языка было поверхностным, и вопросы учителям о чём-либо нередко карались. Программные изменения, инициированные Константином Ушинским в 1859 году, по сути, были свёрнуты под давлением реакции педагогов.
Смольный институт функционировал до октября 1917 года, после чего его перевели в Новочеркасск и закрыли в 1919-ом. Этот институт стал символом своего времени, представленный сложным сплавом культуры, образования и дворянских традиций.
Добавить комментарий