Её изящные пальцы источали аромат пудры и цитрусовых. «Ты — моя последняя страница», — говорил Чехов своей любимой. В ответ на его уезжие поездки в Ялту её глаза наполнялись слезами. Её супруг настоятельно рекомендовал не оставлять театр, считая, что потрясающий талант Ольги нельзя зарывать в землю. Лучше пусть она продолжает играть! Судьба даровала им немало счастья, но лет было лишь столько…
Критики, в основном, не обратили должного внимания на Ольгу Книппер, и это сильно расстраивало Чехова. Ему безмерно понравилось её исполнение роли царицы Ирины, на репетициях спектакля «Царь Федор Иоаннович» он смотрел только на неё. Чехову исполнилось тридцать восемь, и он чувствовал себя больным — такую новость он сообщал друзьям с иронической ноткой. Врачи посоветовали ему приехать к теплому крыму, поэтому в сентябре 1898 года он вновь отправился в Ялту. Но все его мысли были только об Ольге…
Чехов скептически заметил: «Жена — это большая холодная котлета». Несмотря на разнообразные увлечения и интрижки в его жизни, он так и не решил связать жизнь с женщиной. Лика Мизинова, без толку надеявшаяся на его любовь, уехала и разрушила судьбу, увлекшись женатым человеком. Дуня Эфрос не смогла принять православие, и их помолвка была разорвана. Лидия Яворская подарила Чехову яркие, но недолгие моменты счастья, а непродолжительная связь с Марией Малкиель не принесла никаких последствий. Но Ольга заняла особое место в его сердце.
Она была не только привлекательной, но и, безусловно, одарённой. Возможно, именно эта преданность театру объясняет, почему в тридцать лет Ольга не вышла замуж. Совмещение карьеры, стремящейся к вершинам, с заботами о детях ей не представлялось возможным. И никого, кто мог бы стать для неё важнее сцены, она не встретила, разве что Чехова? На репетициях она чувствовала себя приятно, а замечания писателя помогали всей команде актеров.
Вернувшись из Крыма весной 1899-го, Чехов решил заняться делами: он продал своё имение, чтобы построить новый дом на полуострове. Встретив Ольгу, он почувствовал, что всё происходит непринужденно и естественно. В июле они вновь встретились в Крыму; наблюдая за недостроенным домом, Ольга загадочно улыбалась. В августе он снова уехал в Москву, а через два дня вернулся к ней. Это стало переломным моментом. Расставшись с Чеховым, она осознала, что не может жить без него, и написала ему, подобно Татьяне.
«Ваше письмо так обрадовало меня», — признавался Чехов в ответном послании. «Я привык к Вам и теперь скучаю; мысль о том, что до весны не увижу Вас, выводит из себя». Их переписка полнилась нежными словами и меланхолией, надеждой на новую встречу. Они договорились обращаться друг к другу на «ты». Однако в Москве вскоре начали разговоры о том, что Ольга принимает ухаживания режиссера Немировича-Данченко, но этот шум вскоре утих. Чехов откровенно делился с Буниным своим желанием жениться. Великая княгиня спросила маму Ольги о приближающейся свадьбе.
Теперь не осталось никаких «холодных котлет». 7 июня 1901 года Антон Павлович Чехов женился на Ольге Книппер.
После свадьбы он вновь уехал в Ялту, и вновь она рыдала. Думала оставить сцену, но муж настойчиво запрещал ей это делать. Их общие дни были недолгими, после чего следовали ещё долгие месяцы разлуки.
В феврале 1902 года Ольга провела всего четыре дня в Крыму. Следующая разлука была в октябре, после которой она заболела и потеряла ребёнка. Она находилась под наблюдением врачей столько месяцев, что Чехов переживал за неё, шлёя ей тёплые и заботливые письма.
«Дорогая моя, верь, что я тебя люблю», — писал он, стараясь поддержать её. «Не забывай меня, пиши мне!». Ольга стремилась к нему, хотя театр не отпускал её. Она была задействована в множестве спектаклей.
«Я начала писать и расплакалась. Хочется быть около тебя», — жаловалась она ему. Оба понимали, что ситуация невыносимая. Чехов чувствовал своё ухудшающееся состояние, а Ольга пыталась быть с ним как можно больше. Она держала его на руках, когда тот скончался 15 июля 1904 года.
Сначала она заперлась в себе и избегала людей, продолжая писать ему письма, полные любви и тоски. Вскоре Ольга вернулась к театру и прожила ещё свыше полувека, так и не решившись на новый брак. «Это просто невозможно представить», — говорила она о третьем замужестве. Её последняя роль в пьесе по роману Льва Толстого “Воскресение” состоялась в сезоне 1949-1950 годов. 15 марта 1959 года Ольга Леонардовна Книппер-Чехова вышла на сцену в последний раз. После этого она тихо жила одна, постепенно теряя зрение. Ушла из жизни 22 марта 1959 года, и, по её желанию, похороны состоялись рядом с её гениальным мужем.
Добавить комментарий