Ему срочно нужно было передать разведданные через линию фронта, но связи не было. Тогда разведчик придумал неожиданное решение…

Ему срочно нужно было передать разведданные через линию фронта, но связи не было. Тогда разведчик придумал неожиданное решение

Сотрудник 1-го отдела Разведуправления Виктор Бочкарёв за годы войны подготовил десятки агентов и участвовал в их заброске за линию фронта. Вёл несколько резидентур. Но даже среди такого множества людей некоторые запомнились на всю жизнь, и даже стали друзьями.

Иван Степанович Конев / Виктор Бочкарёв, ещё лейтенант
В паре возрастных агентов-антифашистов (им было по 65 лет) резидентом был супруг, а жена радисткой. Переброску согласовали с маршалом Коневым, который командовал тогда 1-м Украинским фронтом. Вдвоём с Бочкарёвым они переживали за возрастную пару, но ещё до штурма Берлина нашими войсками те обосновались в полуразрушенном городе.

Невероятной храбростью и профессиональной расчётливостью отличался разведчик Винцент Поромбка (псевдоним «Беккер»). Он трижды возвращался из немецких тылов, успешно выполнив задание. Это было почти уникальным случаем.

…Родился он в городе Забже в Верхней Силезии. Ещё до начала Великой Отечественной войны Винцент получил солидный боевой опыт. Он семь раз был ранен в Испании. Отлично знал немецкий язык, говорил на польском. С приходом к власти в Германии нацистов угодил в концлагерь. Когда удалось освободиться, выехал из страны в Чехословакию.

Весной 1943 года Поромбку забросили на родину – резидентом-радистом. Не прошло и месяца, как он организовал разведгруппу и отправил донесение в Москву. Но гестапо вышло на след группы. С родными Поромбки расправились. Ему удалось уйти. Правда за его «голову» была назначена солидная награда. Но предателя не нашлось, и разведсеть продолжала работать.

Разведчика спасало нерушимое правило, которое он определил для себя: каждый сеанс связи обязательно происходил с другого места и обычно из другого населённого пункта. Он ездил на велосипеде или передвигался на трамваях, которые тогда ходили даже между населёнными пунктами на расстояния до 100 км. Поймать неуловимого радиста немцы так и не смогли. Работал он также над своим внешним обликом, даже менял походку.

К февралю 1945 года фронт подошёл к городу Забже. Он представлял собой хорошо укреплённый пункт обороны. У Поромбки были важные данные по тому, где немцы расположили войска и вооружения. Но связи с нашей разведкой не было. Поромбка лихорадочно искал возможности передать информацию. И нашёл неожиданное решение. Наладили нарушенную немцами связь гарнизона с ближайшим поселением, где сейчас уже были советские войска.

Из города, занятого немцами, он позвонил через фронт. На том конце провода советский офицер потребовал ответить, кто звонит? Винцент признался, что он советский разведчик, которому срочно необходимо передать важную информацию. Его внимательно выслушали. Но пригрозили, что, если он немецкий провокатор, его обязательно найдут.

Основываясь на данных Поромбки, танкисты выстроили правильные направления ударов. Благодаря этому большая часть зданий в Забже осталась не разрушенными. Это был тот невероятный случай, когда сведения разведки ввиду их срочности были переданы по открытому телефону прямо через фронт.

Не прошло и часа после освобождения, как Поромбка и Бочкарёв встретились. Они не виделись почти два года. До полной капитуляции Германии Винцент успел выполнить ещё одно задание. А в день Победы два друга встретились в Берлине.

Приглашаем в наш паблик, где мы каждый день публикуем фото и истории времен СССР. Подписывайтесь, чтобы не потерять Советская История


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *