Для понимания понятия «бабья доля» необходимо рассмотреть положение замужней женщины в обществе. Грусть и слезы невесты перед св…
Для понимания понятия «бабья доля» необходимо рассмотреть положение замужней женщины в обществе. Грусть и слезы невесты перед свадьбой не были просто традиционным обычаем. Это был эмоциональный прощальный жест, символизировавший потерю «девичьей свободы» и страх перед неумолимой «бабьей долей». Замужние женщины ожидала тяжелая жизнь, наполненная рутинными обязанностями и беспрекословным подчинением своему супругу.
Власть, которой обладал муж, и его отношение к жене формировались традиционными представлениями и устоявшимися стереотипами. В сельском обществе существовали неписаные правила, регулирующие поведение замужних женщин. Например, считалось недопустимым участвовать в посиделках или общаться с холостыми мужчинами. В селе Раеве Моршанского уезда Тамбовской губернии даже совместная прогулка с мужем рассматривалась как позор. По местным традициям жена должна была находиться позади мужа на расстоянии примерно пяти саженей (около десяти метров). Замужние женщины не имели права вмешиваться в беседы мужчин и высказывать свои мнения по вопросам, не касающимся их.
Безусловная власть мужа над женой ярко отображалась в народных пословицах: «Бью не чужую, а свою», «Хоть веревки из нее вью», «Жалей как шубу, а бей, как душу». Эти грубые изречения, шокировавшие более просвещенные слои общества, были нормой в деревенской жизни. Согласно обычным законам, побои, нанесенные жене, не считались преступлением, в отличие от законодательных норм. Насилие в семье воспринималось как почти естественное явление: «Бить их надо бабу да не бить, да это и жить будет нельзя».
Мужья зачастую применяли насилие к своим женам с ужасной жестокостью, иногда даже превосходя по строгости обращения с животными. Избиения происходили чаще всего в состоянии alcohol intoxication за любое неприязненное слово или из-за ревности, а применяемые для этого средства были самым разнообразным: палки, рогачи, сапоги, ведра и любые подходящие предметы. К сожалению, такие акты насилия зачастую заканчивались трагически.
Местные газеты того времени время от времени публиковали известия о подобных инцидентах. Так, в *«Тамбовских губернских ведомостях»* в номере 22 за 1884 год сообщалось, что 21 февраля в деревне Александровке Моршанского уезда 30-летняя крестьянка скончалась от побоев, нанесенных ей мужем.
В работе В.Б. Безгина «Крестьянская повседневность» рассматриваются аспекты жизни крестьян, позволяющие глубже понять проблемы, с которыми сталкивались женщины в то время. Каждый день в паблике *История России* публикуются интересные факты и истории о прошлом нашей страны.
Добавить комментарий