Две императрицы. Свекровь и невестка

Две императрицы. Свекровь и невестка

Император Николай II испытывал глубокую и искреннюю любовь к двум важным женщинам в своей жизни — своей матери и супруге. Однако личные отношения между ними оказались крайне напряженными и неприязненными.

На одном полюсе находилась вдовствующая императрица Мария Федоровна, а на другом — царствующая императрица Александра Федоровна. Одна из них пользовалась всеобщим признанием и любовью, в то время как другой доставалась доля неприязни и обвинений, особенно в свете катастроф, сопровождовавших царствование Николая II. Часто именно Александру Федоровну упрекали во всех бедах эпохи, в то время как Мария Федоровна оставалась вне критики, хотя это было справедливо?

Мария Федоровна, принцесса Дагмар из Дании, заключила выгодный, но, как показала судьба, удачный брак с Александром III. Их совместная жизнь длилась 28 лет, и на протяжении нее они испытывали искреннюю любовь. В отличие от более строгого супруга, Мария Федоровна не вмешивалась в государственные дела и стала любимицей народа благодаря своему шарму и светскому обаянию. Она активного участвовала в светской жизни, любила балы и культурные мероприятия, была общительной и энергичной. Неправильное произношение русского языка лишь добавляло ей очарования.

Однако в своей семье она проявляла жесткость. Несмотря на родительскую любовь, с детьми она обращалась со значительной строгостью. Так, например, младшую дочь Ольгу она почти насильно выдала замуж за князя Петра Ольденбургского, хотя тот предпочитал мужчин и был на 14 лет старше. Ольга впоследствии рассказывала, что брак был заключен с многочисленными обманами, и супруги так и не стали настоящей парой.

Мария Федоровна также была против брака своего старшего сына Николая с гессенской принцессой Алисой, ведь ей не нравилась ни ее национальность, ни сами отношения. Однако Николай настоял на своем, и что в итоге стало и женой, и императрицей Александрой Федоровной. Их взаимоотношения изначально складывались непросто. Обе женщины были полными противоположностями: одна светская и открытая, другая – замкнутая и стыдливая. Нежелание Александры находиться в обществе только усугубляло проблемы, и вскоре у них начались конфликты на мелкой почве, обусловленные женским самолюбивым упрямством.

Ситуация накалилась, когда Александра Федоровна потребовала у свекрови драгоценности, полагающиеся ей по традиции. Не получив ожидаемого, Мария Федоровна очень расстроилась, считая такое поведение невоспитанным и неблагодарным. Высший свет, в свою очередь, негативно воспринял новую императрицу, принимая ее стеснительность за гордость и замкнутость за высокомерие. Ольга, сестра Николая II, вспоминала, что не удавалось достучаться до неё: даже улыбка воспринималась как насмешка.

Мария Федоровна могла бы поддержать невестку, учитывая, что сама смело сходилась с русской культурой 15 лет. Вместо этого она позволила себе поучать Александру, что, естественно, вызывало только неприязнь. В результате, Александра еще больше замкнулась в своем мирке, а двор вдовствующей императрицы стал рассматривать молодую как противника. Сплетни и слухи, которые порождали такие устремления, подрывали репутацию наследника и дестабилизировали царствование.

На первых порах как Александра, так и Николай II испытывали необходимость в поддержке. Николай оказался совершенно неподготовленным к роли императора из-за того, что его отец ранее не доверял ему государственные дела. Мария Федоровна пыталась заменить отсутствующий авторитет советами, но, как выяснилось, все ее указания не имели оснований и приводили к отрицательным последствиям.

Ее влияние убывало, но, несмотря на это, она продолжала настаивать на своем. В 1904 году ее поддержка привела к назначению либерального князя Святополк-Мирского министром внутренних дел, чему не способствовала ее дальновидность. В ответ на ситуацию 1905 года она сбежала в Копенгаген, и уже накануне подписания Манифеста посоветовала сыну положиться на Витте, чем еще больше запутала дела.

Сложности лишь увеличивались: вскоре появился Распутин, против которого Мария Федоровна встала в первую очередь, что привело к еще большим конфликтам в семье. Ее настойчивые советы лишь усугубляли разногласия, ожесточая отношения между ней и Николаем.

Вспоминается ее резкая реакция на дочь невестки, которой она дразнила «гессенской мухой» и унижала. Всё это только отдаляло ее от сыновей, и окончательно она покинула Петербург, оставшись в Киеве.

К концу 1916 года, когда давление на Николая II стало нарастать, именно Мария Федоровна оказалась среди тех, кто призывал к переменам и требовал отдалиться от Распутина, что поставило её на одну сторону с теми, кто подрывал стабильность его правления и ускорял надвигающиеся перемены.

Несмотря на искреннюю любовь к сыну, она стала частью тех, кто привел к революционным событиям, которые сильно изменили дальнейшую судьбу России и ее династии.

Мы продолжаем делиться увлекательными моментами из жизни королевских семей на нашем паблике. Подписывайтесь, чтобы не пропустить ничего интересного!


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *