В 1920-е годы на улицах Копенгагена порой можно было встретить необычную пару: элегантную пожилую женщину, принявшую аристократическую манеру, и высокогорлого мужчины с бородой, одетого в казачье одеяние. Этим привлекающим внимание человеком был казак Тимофей Ящик, который исполнял роль телохранителя вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери последнего русского царя Николая II. Судьба свела их в непростой период, когда Тимофей, оставив семью в России, стал опорой для своей госпожи до ее последних дней.
Тимофей Ксенофонтович Ящик появился на свет 20 апреля 1878 года в казачьей семье в станице Новоминская Ейского отдела Кубанской области. С юных лет он мечтал служить в армии, и вскоре, достигнув 21 года, был принят в Первый Ейский полк. Однако служба в этом полку длилась недолго — его талант и физическая сила быстро привели к зачислению в Конвой князя Голицына, командующего войсками Кавказа. Пожалуй, именно в эти tumultuозные годы, когда жизнь в Тифлисе была полна опасности, стали определяться черты характера и преданности Тимофея.
В 1903 году, когда князь Голицына подвергся нападению, Ящику удалось предотвратить его захват. Князь, изрядно потрясенный этим инцидентом, ушел в отставку, но не забыл о храбрости Тимофея, предоставив ему рекомендацию для участия в лейб-гвардейской Кубанской сотне — отдельном подразделении, отвечавшем за охрану императорской семьи.
После трех лет службы в Санкт-Петербурге Тимофей решил вернуться на Кубань к своей супруге Марфе и детям. Однако в 1912 году его снова призвали в Конвой Его Императорского Величества. Вскоре Николай II выбрал Ящика своим личным камер-казаком, что ставило его на особое место при дворе. Несмотря на ротацию, Ящик сумел завоевать доверие царя, и в итоге стал личным телохранителем Марии Федоровны после того, как Николай II оценил его преданность и вручил ему именные золотые часы.
Обязанности Ящика были серьезными: он всегда находился рядом с императрицей и должен был выполнять любые ее поручения. На протяжении всей службы он следовал за Марией Федоровной, вплоть до ее переезда в Ялту после отречения Николая II от престола. В сложные дни их жизни в Ялте императрица жила скромно, а Ящик и его коллега Поляков поддерживали ее эмоционально, служа верной опорой.
Когда пришла новость о расстреле императорской семьи, Ящик, тем не менее, не покинул императрицу. Три дня он дежурил у ее спальни, держа наготове заряженный пистолет, ожидая худшего. Несмотря на тяжелые времена, Мария Федоровна долго не верила в судьбу своих близких и в конце концов, в 1919 году, приняла решение покинуть Россию после предложения короля Георга V.
Тимофей также отправился в Лондон, беспокоясь о своей семье, оставшейся в России. Он продолжал надеяться на скорое возвращение домой, но действительность оказалась жестокой. В конечном итоге его жена была расстреляна в 1922 году, а судьба детей осталась ему неизвестной. Лишь младший сын, которого удалось вывезти, погиб от голода в тяжелые 1930-е годы.
Несмотря на все потери, жизнь Тимофея продолжилась. В 1925 году он встретил датчанку Агнес, которая приняла православие и стала Ниной. Брак был благословлен императрицей, и в 1928 году, после смерти Марии Федоровны, Тимофей принял участие в её похоронах, оставив глубокий след в своей памяти.
В своих последних годах он жил тихо и спокойно, продолжая хранить память о России и своих близких. Тимофей умер в 1946 году, не дождавшись возможности возвратиться на родину. В последние месяцы жизни он записывал свои воспоминания, которые стали основой для публикации в Дании в 1965 году, а затем и в России в 2004 и 2021 годах.
В Копенгагене, в музее Вооруженных сил, хранится экспозиция, посвященная Ящику, в том числе его личные вещи и столовые приборы, изготовленные специально для него. Он стал символом верности и чести, служа примером того, как сохранять достоинство даже в самые тяжелые времена. Мы приглашаем вас подписаться на наш паблик, где будут публиковаться интересные факты об истории России, охватывающие времена Рюриковичей и Романовых.
Добавить комментарий