В традиционных народных представлениях роль женщины сводилась прежде всего к продолжению рода. Православное учение оправдывало с…

В традиционных народных представлениях роль женщины сводилась прежде всего к продолжению рода. Православное учение оправдывало соитие мужчины и женщины лишь как способ зачатия детей. Появление ребенка на свет считалось благословением Господа, а бездетность супругов воспринималась как наказание за их грехи.

Уход за младенцами в деревнях основывался на бытовых представлениях, которые зачастую противоречили даже элементарным правилам гигиены. Считалось, что младенца достаточно перевернуть несколько раз в сутки, а чтобы избежать его «промокания», под него подкладывали множество тряпок. В рабочий сезон, когда матери были заняты в поле, ребенок мог подолгу лежать в собственных испражнениях.

Можно представить себе, в каком состоянии находились малыши, чьи пеленки пропитывались мочой и калом, особенно в жаркие летние дни. Это подтверждают слова протоиерея Гиляровского, который писал, что из-за такой «мочекаловой» компрессии и жары кожа ребенка, особенно в складках на шее, под мышками и в паху, прела, образовывались язвы, а в тяжелых случаях даже заводились черви. Этот образ дополняет картина множества мух и комаров, привлекаемых неприятным запахом, неизбежно окутывающим младенца.

Мыли новорожденных крайне редко — обычно не чаще одного раза в неделю. Пеленки и белье, вместо того чтобы стирать, попросту высушивали. Подобная практика ухода за детьми была повсеместной и во многом объяснялась отсутствием доступных знаний о гигиене и ограниченностью ресурсов.

(Автор: В. Б. Безгин, “Повседневный мир русской крестьянки периода поздней империи”)

Если вы хотите узнать больше о жизни обычных людей прошлого, присоединяйтесь к нашему новому паблику. Мы ежедневно публикуем увлекательные факты и истории, которые открывают двери в мир повседневной жизни тех времен.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *