В традиционной русской семье старший ребенок выступал в роли главного помощника матери и заботился о младших братьях и сестрах. …
В традиционной русской семье старший ребенок выступал в роли главного помощника матери и заботился о младших братьях и сестрах. В свободное время он играл с соседскими ребятами, погружаясь в атмосферу детских игр.
Как же воспитывались дети в дореволюционной России? Семья, как правило, проживала в небольшой хате, где тесно уживались пожилые родители, их дети, зятья, невестки, а иногда даже внуки и правнуки. Чем больше было членов семьи, тем эффективнее она функционировала, постепенно превращаясь в своего рода трудовой коллектив. Мужчины занимались тяжелой работой: пахали, сеяли, косили, а женщины – поддерживали домашний уют и воспитывали детей.
Управлял семейством деятельный старший, то есть глава семьи, чье слово не обсуждалось. Эта власть была основана на авторитете и глубоких традициях. Жили семьи в условиях, которые трудно назвать комфортными. Неотапливаемые сени вели в хату, где по углам располагались различные принадлежности: печка, стол, лавки и сундук с хозяйственными вещами. Особое внимание уделялось женскому уголку, где матери нянчили малышей и обучали дочерей домашнему ремеслу.
Старики часто находились на печи, а дети – на полатях или лавках. Взрослые спали на соломе, уложенной на землю, и только в праздник свадьбы молодых ждали ночевки на сеновале. В крестьянской семье труд был неотъемлемой частью жизни, а лень считалась позором. Даже старшие члены семьи были активными работниками, а если кто-то не мог трудиться, то помогал воспитывать внуков.
Детей в крестьянских семьях обычно рождали много, однако множество из них не доживало до взрослого возраста. Новорожденных укладывали в плетеные люльки, где они спали до тех пор, пока не учились стоять на ножках. Научившись ходить, ребята передвигались по избе в обычной рубашке и могли находиться под присмотром бабушек или старших сестер.
В возрасте трех лет малыш уже мог кушать так же, как и взрослые, и, спя с другими детьми на полатях, постепенно становился более самостоятельным. Игры мальчиков и девочек начинали различаться: девочки развлекались с куклами, сделанными своими руками, а мальчики играли в мяч или в “лошадку”.
Семилетние дети становились отроками, и в этот день обычно получали свои первые штаны или девичью рубаху. Их постепенно начинали привлекать к сельскохозяйственному труду, учитывая их возраст. Поручения раздавались авторитетно, и никто из детей не осмеливался возражать. Взрослые учили мальчиков ухаживать за животными, работать в поле и создавать игрушки, шить, печь хлеб и выполнять множество домашних обязанностей.
Девочки начиная с 11 лет обучались вязанию, шитью, а в 14 стали помощницами в доме, где их ждали обязанности доения коров и приготовления пищи. В многодетных семьях старшие братья и сестры воспитывали младших, что было обязательным, так как родители много работали в поле. Девочка-подросток могла часто оказаться у младшего брата или сестры, занимаясь с ними и помогая с уходом.
Юные отроки и отроковицы впитывали в себя не только навыки в труде, но и основы морали и уважения к старшим. Их учили доброте, почтению и основам веры. В крестьянских семьях молодые люди женились довольно рано: девушки – в 16, а юноши – в 18 лет. Приданое женщины скрывалось в надежном сундуке, открывать который мужу было запрещено.
Женщины начинают рожать в 16-17 лет, и беременность не была поводом для отдыха. Ежедневная жизнь включала в себя множество обязанностей: начало дня неизменно начиналось с работ по дому и ухода за скотом, и даже на полевых работах часто случалось, что женщины рожали прямо на поле.
Если вам интересно узнать еще больше увлекательных историй о жизни простых людей, присоединяйтесь к нашему новому паблику!
от
Метки:
Добавить комментарий