В своих воспоминаниях о революции 1917 года художник и писатель Константин Коровин отмечает следующие моменты:
“В период русской смуты я часто слышал от солдат и вооруженных рабочих одну и ту же увлеченность: ‘Бей, все ломай. Потом создадим лучшее!’ Это выражение стало символом разразившегося бунта.
Удивительно, но среди восставших наблюдалась явная враждебность ко всему, что символизировало власть – будь то хозяева, купцы или помещики. Тем не менее, многие из этих бунтовщиков стремились получить то, что имели эти же хозяева, желая подражать им в одежде и образе жизни.
Всеобъемлющее недовольство, которое охватило русский народ, направлялось против власти и тех, кто управлял. Однако сами мятежники демонстрировали значительно высокомерное поведение, полное жажды власти. Такого уровня самодовольства и надменности, как в те времена, я никогда не встречал прежде. Власть воспринималась не как бремя, а как сладостный приз.
На местном уровне ситуация складывалась также достаточно парадоксально. В Переяславле комиссаром работал латыш по имени Штюрме, который в прошлом был садовник-агроном. Он поведал мне о том, что на одной мельнице ему удалось обнаружить значительную сумму – сорок тысяч рублей. Я поинтересовался, как ему удалось это сделать. Он объяснил: ‘Нашел в сундуке мельника. Вот где жулик, настоящий эксплуататор! Я забрал у него деньги и купил себе мотоцикл – это ведь народные деньги!’ Я был недоумевающим: ‘Но почему ты не вернул их тем, кого он эксплуатировал?’ На что он с озабоченным лицом ответил: ‘Где же я найду этих людей? Это невозможно. Если мы начнем это делать, это приведет к развращению масс. За такое нас расстреливают.’
На фотографии представлены драгоценности Романовых, включая знаменитые яйца Фаберже, выставленные напоказ для иностранных послов и прессы перед аукционом в 1925 году.
Мы приглашаем вас в наш новый паблик, в котором каждый день публикуем увлекательные записи из личных дневников известных личностей – ‘Жизнь в дневниках’.”
Добавить комментарий