В прежние времена общественная мораль строго различала проступки девушек и замужних женщин. Если поведение девушки порицалось, то измена состоявшей в браке женщины считалась куда более тяжким грехом. Интересно, что ответственность за потерю девственности чаще всего возлагалась на саму девушку. Считалось, что она могла либо допустить подобное, либо, напротив, предотвратить это. В подтверждение этой позиции приводили известное изречение, зафиксированное информатором Тенишевского бюро из Ярославской губернии: «Сука не захочет — кобель не наскочит». Кроме того, ответственность возлагалась и на родителей девушки, а также на тех, кто занимался её воспитанием.
Любопытно, что в обществе отношение к подобным случаям сильно зависело от социального статуса партнёра девушки. Если она допускала связь с мужчиной более высокого положения, например, с купцом или даже волостным писарем, её грех нередко находил оправдание. Богатство и статус воспринимались как весомые причины для такого поведения. Однако, если девушка вступала в отношения с бедным человеком, её действия осуждались куда жёстче. Особенно предосудительным считалось, если девушка вступала в связь «по любви», без выгоды. Такое поведение воспринималось как признак моральной распущенности и развращённости.
Девственность в те времена рассматривалась как особый дар природы, данный каждой девушке, независимо от её социального положения. Однако в зажиточных семьях к этому вопросу подходили двойственно. Нередко считалось, что материальное благосостояние невесты могло компенсировать отсутствие её целомудрия при вступлении в брак. Таким образом, имущественные выгоды зачастую брали верх над моральными принципами.
В центральных губерниях России сложилась практика, согласно которой девушки, потерявшие девственность до брака, перед венчанием проходили своеобразный обряд очищения. Для них читалась специальная «молитва девке-родильнице», после чего священнослужители выдавали так называемую очистительную память. Интересно, что расследованием дел о внебрачных рождениях занимались поповские старосты, которые и определяли дальнейшие действия в отношении девушки.
Иногда грешницам назначалась епитимья, как форма церковного наказания. Например, одной из крайних форм покаяния было требование трижды обползти на коленях вокруг церкви. Это считалось символом смирения и искупления за совершённый проступок.
Эти факты о жизни женщин в России XIX – начала XX века отражают строгие нравственные устои того времени, а также социальные и религиозные механизмы контроля над поведением. Общество того периода, несмотря на кажущуюся строгость, находило оправдание для некоторых поступков, если они приносили материальную выгоду или способствовали укреплению социального положения.
Автор: Н.Л. Пушкарёва
Источник: «Позорящие наказания для женщин в России XIX – начала XX века»
Присоединяйтесь к нашему новому паблику, где мы делимся увлекательными историями из жизни обычных людей. Узнайте больше о прошлом и настоящем через призму человеческих судеб!
Добавить комментарий