В конце XIX века отношение к смерти младенцев в крестьянских семьях села было удивительно спокойным. Люди часто выражали свою философию об этом, произнося: «Бог дал, Бог и забрал». В условиях, когда число ртов в семье превышало доступный объём пищи, такие взгляды становились более чем оправданными. В таких ситуациях упростилось понимание смерти: «Если ртов много, а хлеба мало, не грех сказать, что лучше бы и не родился. А если уж и суждено, слава Богу, что избавили от голода».
Появление нового ребенка не всегда встречалось радостно. В маломощных семьях это вызывало явное раздражение среди домашних. Когда свекровь узнавала о новой беременности снохи, она могла в сердцах упрекнуть её: «Вот ты, как зайчиха, наплодила детей. Твои щенки бы лучше подохли». Воронежские женщины в беседах о судьбе новорожденных нередко выражали подобные чувства: «А если бы дети не умирали, то что бы с ними делать? Скоро и дом некуда ставить будет, а есть нечего».
Некоторые представляли аборт как грех перед Богом, но тем не менее не считали зазорным молиться о смерти нежелательного ребенка. Чтобы избежать беременности, девушки прибегали к весьма рискованным методам. Например, некоторые глотали ртуть или пили порох, разбавленный в воде, использовали настойки на основе растений, таких как медвежья лапа. Пренебрегали и менструальными выделениями: их смешивали с мочой и принимали внутрь. В бане девушки сжигали вещи, на которых осталось менструальное пятно, а полученный пепел разводили с водой и также выпивали.
Существовали и приметы, касающиеся физической близости. Считалось, что если связываться с мужчиной сразу после месячных, то беременность будет исключена. Были и другие методы, направленные на продление лактации, что также могло служить защитой от новой беременности. Во многих селах до 1920-х годов женщины кормили своих детей длительное время, чтобы избежать повторной беременности: «Если очередная беременность долго не наступает, кормили, пока ребенок не станет в возрасте 3, 4 или даже 7 лет». Данные медиков подтверждали, что примерно 80% женщин не имели менструации во время грудного вскармливания.
Эти истории и факты, запечатлевшие быт и повседневную жизнь крестьян, были записаны В. Б. Безгиным и представляют интерес для изучения связей между культурными традициями и здоровьем населения в те времена.
Интересно, передавали ли вам подобные рассказы ваши бабушки или прабабушки? Если да, приглашаем вас в наш паблик, где вы сможете ознакомиться с увлекательными фактами и рассказами из истории России и Российской империи.
Добавить комментарий