«Все сверкает золотом и изобилием»: как встречали Первомай в дореволюционной России.
Празднование Первомая в современном мире обладает ярко выраженной революционной окраской, восходящей к традициям трудовых коллективов. Однако истоки этого праздника уходят вглубь веков и в до революционную эпоху. Но что на самом деле отмечали в этот день наши предки? Прежде чем в 1886 году в Чикаго рабочие вышли на акцию протеста, которая впоследствии стала символом международной солидарности трудящихся, в России уже существовали свои обычаи, связанные с первым мая.
При погружении в историю, становится очевидно, что Первомай – это не только праздник труда, но и встреча весны. В начале XVIII века, во времена правления Петра I, этот день был официально введен как праздник, перенятый из европейских обычаев. В разных странах Европы 1 мая знаменовал начало весенних полевых работ. Как вспоминал русский этнограф Александр Терещенко, майские празднования изначально проходили в Москве в немецкой слободе Кокуй и пришлись по душе Петру I, который ввел этот обычай в масштабах всей страны.
Тем не менее, сам 1 мая отмечался значительно раньше. В Древней Руси славяне, считая этот день Травнем, праздновали Живин день, посвященный божеству весны и плодородия Живене. Это была порой обрядовых костров, жертвоприношений духам, танцев и веселья.
На протяжении века празднование Первомая превратилось в светскую традицию. Во времена Петра I описания празднования выглядят следующим образом: сельчане веселились на природе, пели песни, устраивали хороводы. В губернских центрах гуляния проходили в городских садах с музыкой и выступлениями. Вечером аллеи освещали разноцветные огни, и люди стремились поздравить губернатора, а затем отмечались танцами, которые продолжались до рассвета.
В Санкт-Петербурге Первомай проходил с помпезностью: гуляния собирали знатных особ, дипломатов и богачей, так как императорская семья также отмечала этот день. По дорогам проезжали роскошные экипажи, а в садах царила атмосфера праздника с музыкой, аттракционами, сладостями и толпами народа. В этой всепроникающей роскоши и стремлении к превосходству каждый стремился выделиться.
В «Записках современника» Степан Жихарев описывал гуляния, которые в Москве происходили еще в начале XIX века: люди собирались на Сокольнической горе с палатками и стульями, чтобы праздновать на свежем воздухе. Атмосфера была наполнена криками радости, звуками музыки и смехом, а палатки с угощениями постоянно привлекали внимание многочисленных гуляк.
С каждым годом майские гуляния становились важным событием для городских жителей. Как упоминал журнал «Всемирная иллюстрация» в 1882 году, для горожан это был первый весенний выход за город, а традиции празднования были заимствованы у европейцев, где отмечали этот день уже давным-давно.
К середине XIX века празднование 1 мая стало ассоциироваться с началом дачного сезона. Люди собирались в загородных домах, где состоялись вечеринки и семейные обеды. По описанию Дмитрия Никифорова, уличный трафик напоминал современные выходные, когда горожане стремятся к загородным поездкам.
От воспоминаний о праздниках конца XIX века сохранились яркие детали: богатые экипажи, акробаты и другие артисты развлекали публику. Однако, с течением времени, традиции начали изменяться, а количество желающих участвовать в гуляниях уменьшалось.
К началу XX века Первомай начал принимать новый смысл как день трудовой солидарности, когда по всей России проходили митинги и демонстрации. Этот праздник эволюционировал, сохраняя свои корни и обогащая новые смыслы.
Будь то День Интернационала, Праздник весны и труда или День солидарности трудящихся – каждый из нас выбирает, как отмечать этот день. Одно остается неизменным: Первомай по-прежнему обладает богатой историей и неизменно вызывает чувство весеннего радости и надежды на перемены.
Каждый день наш паблик предлагает интересные мифы и легенды со всего мира – подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: Мифы и легенды.
Добавить комментарий